Публикации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы и шашки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы и шашки"
Автор: Воронин Михаил Сергеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы и шашки"
Автор: Воронин Михаил Сергеевич
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы и шашки» Направленность: физкультурно-спортивнаяОбщий объем программы в часах: 648 часовВозраст обучающихся: от 5 до 18 летСрок реализации программы: 1 годУровень: разноуровневыйАвтор: педагог дополнительного образования Воронин М.С.Рег. № 1/2023г. Тверь – 2023 г.Информационная карта программыСОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная запискаНормативно-правовое обоснование:Составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242«О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разного уровня программы).Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень освоения: разноуровневыйНовизна: в отличие от существующих программ по шахматам и шашкам, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы и шашки», реализуемая на базе ГБОУ РЦО «Тургиново», предоставляет возможность организовать образовательный процесс на основе установленных требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации образовательного процесса. В тоже время, педагог-тренер может наполнять программу «Шахматы и шашки» работой в среде on-line на игровых площадках.Актуальность: обусловлена требованиями общества на воспитание логического мышления у детей. Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 18 лет без ограничений по здоровью. Развитие в детях потенциала личности, обучающегося при освоении данной программы, происходит, преимущественно, за счёт прохождения через систему соревнований.Педагогическая целесообразность: занятия шашками и шахматами целесообразны, так как они укрепляют память, учат мыслить логическии творчески, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать усидчивость, организованность, целеустремленность, объективность и оценивать принятия решений в экстремальной ситуации.Цель реализации программы: формирование у обучающихся навыков игры в шахматы и шашки.Задачи программы:- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шашкам и шахматам;- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся из сельской местности, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шашками и шахматамив школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях разного уровня;- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.Образовательные:- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шашек и шахмат;- освоение базовых основ шашечной и шахматной игры, возможности шашечных и шахматных фигур,особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной и шашечной партии, тактическими приемами в типовых положениях;- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии в шашкахи шахматах;- обучение новым двигательным действиям средствами шашек и шахмат и использование шашечной и шахматной игры в прикладных целях для увеличения умственной активности и оздоровления детей;- обучение приёмам и методам шашечной и шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей дошкольников и школьников.Оздоровительные:- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шашках и шахматах в частности;- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шашек и шахмат, так и физическими упражнениямис общеразвивающей направленностью.Воспитательные:- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использование их в свободное время;- воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни;- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля» и то, что при реализации учебного плана программы планируется изучение исторических аспектов интеллектуальных настольных мировых игр.Функции программы:Образовательная функция заключается в организации обучения играм в шахматы и шашки.Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что данная программа модифицирует авторскую программу И. Г. Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования и науки Российской Федерацией и опубликованную в «Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1-4) в двух частях» и программуО.А. Романчука «Юному шашисту» от 2009 года. Шахматы и шашки по своей природе остаются, прежде всего игрой, но носят спортивную и творческую направленность.Адресат программы. Программа предназначена для обучающихсяв возрасте от 5 до 18 лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к игре в шашки и шахматы.Количество обучающихся в группе – 15 человек.Форма обучения: очная, заочная (дистанционная).Уровень программы: разноуровневыйФорма реализации образовательной программы: с помощью лекций, практических занятий в классе, дистанционных и цифровых технологий (Интернет-игровые площадки, презентации, видеофильмы).Организационная форма обучения: групповая.Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю по 40 минут у школьников и 20-25 минут у дошкольников.При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:словесный–беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ; наглядный – показ, просмотр видеофильмов, видеороликов и презентаций; практический – самостоятельное выполнение заданий, тестирование. По степени активности познавательной деятельности обучающихся:объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. По логичности подхода:аналитический – анализ этапов выполнения заданий. По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся:частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий досуговой части программы; метод проблемного обучения; метод дизайн-мышления; метод проектной деятельности. Возможные формы проведения занятий: на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ, демонстрация магнитной доски с фигурами для игры в шахматы и шашки; на этапе практической деятельности – беседа, опрос, практическая работа (решение шахматных и шашечных задач), освоение виртуальных игровых площадок; на этапе освоения навыков – уверенное пользование шашечной и шахматной нотацией; на этапе проверки полученных знаний – внутри школьные соревнования по шашкам и шахматам. Ожидаемые результаты:Личностные результаты: указываете по вашей программе критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении решений шашечных и шахматных задач; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных шашечных и шахматных задач проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; воспитание чувства справедливости, ответственности; формирование профессионального самоопределения в видах спорта шашки и шахматы; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Мета предметные результаты:Регулятивные универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; умение ставить цель выиграть турнир по шашкам и шахматам, планировать достижение этой цели; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников; умение различать способ и результат действия; умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение осваивать способы решения проблем спортивного характера в жизненных ситуациях; умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия умение осуществлять поиск информации; умение ориентироваться в разнообразии способов решения шашечных и шахматных задач; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение аргументировать свою точку зрения; умение выслушивать собеседника и вести диалог; умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и сверстниками: определять цели, функций участников, способов взаимодействия; умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Компетентный подход реализации программы позволяет осуществить формирование у обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированныхкомпетенцийчерезиспользуемыеформы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:универсальные компетенции:умение работать в команде в общем ритме, эффективно распределяя задачи; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в зависимости от конкретных условий; способность творчески решать спортивные задачи; способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей. предметные результаты:В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:– историю происхождения, правила игры в шашки и шахматы;В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:играть в шашки и шахматы и решать шашечные и шахматные задачи; В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:знаниями, полученных на уроках шашек и шахмат. Мониторинг образовательных результатовСистема отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет три основных критерия: 1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и типовых решений в сфере игры шашек и шахмат.2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных ориентаций в сфере игры в шашки и шахматы.3. Готовность к продолжению обучения в сфере шашек и шахмат – определяется как усвоение пройденного материала и изучения правил интеллектуальных игр.Способы определения результативности реализации программы и формы подведения итогов реализации программыВ процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения программного материала.Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит без отметочного характера и служит для определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде устного опроса, соревнований или представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного анализа процесса формирования компетенций. Периодический контроль проводится в виде устного опроса.Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения.Формами контроля могут быть: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий педагога, анализ на каждом занятии качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, выступление на семинарах, зачет, решение шахматных и шашечных задач, соревнование, презентация проектов по истории спорта, анализ участия, обучающегося в мероприятиях.Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года с целью оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после завершения ее изучения. В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения программы. По итогам аттестации обучающимся, выполнившим спортивные нормативы приказом по школе, присуждаются спортивные разряды по видам спорта «Шахматы» и «Шашки», с выдачей нагрудного знака и зачетной разрядной книжки.Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.Таблица 1Критерии оценивания сформированности компетенций Таблица 2Критерии оценивания уровня освоения программы2. Содержание программы2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы и шашки» Для детей дошкольного возраста (группа № 1)Для детей младшего школьного возраста (группа № 2)Для детей старшего школьного возраста (группа № 3 и № 4)2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Шахматы и шашки»2.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙпо дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы и шашки»2.4. Календарный учебный график реализации программы «Шахматы и шашки»3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы и шашки»3.1. Материально-техническое обеспечение «Шахматы и шашки»Программа реализуется на базе ГБОУ РЦО «Тургиново»Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.3.2 Информационное обеспечениеСписок рекомендованной литературыДля педагогаВасилевский Р.Г. Учимся играть в шашки. –Киев: Здоров' я, 1985.–88 с. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005. Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд», 2018 г; Костров В.В. Замечательные шахматы. - Спб. Литера, 2019 г; Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник. - М.: Просвещение, 2017; Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2017; Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2017. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г Для обучающегосяГородецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с Костров В.В. Шахматный решебник: Реализация материального перевеса, – СПб.: «Литера», 2014 г. – 64 с; Норвуд Дэвид. Начальный курс шахмат. – М.: «Астрен», 2017 г; Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. Портиш Л., Шаркови Б. «600 окончаний». – М.: «Физкультура и спорт», 1979 г; Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с Для родителейДотдаева А.А. Учимся играть в шахматы, - М.: Калиниченко, 2023 – 96с. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.: Просвещение, 1989. Новицкий А.Л. Дебютный репертуар для лентяев, М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2014 – 112с Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.: Просвещение, 2009. Сокольский А.П. «Внимание – ловушка!», М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2017 – 72с. Электронные образовательные ресурсы и Интернет-ресурсыШахматные программы, Компьютерная программа «Шахматная школа-1», Москва, 2020. Игровая спортивная шахматная платформа Игровая спортивная шашечная платформа Игровая спортивная шашечная платформа Сайт для решения шашечных задач Игровая спортивная шахматная платформа Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся и специфики коллектива.3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программыПрограмма предусматривает использование дистанционных технологий в виде игровых спортивных площадок (, ) в сети Интернет. Педагог через социальные сети, по средствам создания группы в (Телеграмм канал, ВК, Сферум) дает дополнительные задания обучающимся, в каникулярный период с целью повышения спортивного уровня в спортивных играх. Это способствует развитию интерактивного общения среди подросткового поколения и закреплению полученных знаний и навыков на занятиях в течении учебного года. На игровых спортивных платформах дети получают задания 2 раза в неделю и выполняют их в свободное время.Также для проверки и закрепления знаний педагог организовываети проводит турниры по шахматам и шашкам на электронных площадках. Это развивает у учеников: спортивный интерес, усидчивость, выносливость, решительность, творческое стремление мыслить и находить правильные решения в сложных ситуациях. 3.4 Кадровое обеспечениеПрограмму реализует педагог Воронин Михаил Сергеевич, имеющий высшее образование по профилю педагогической деятельности, педагогическое образование и опыт работы с детьми 5-18 лет и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования».3.5 Методическое обеспечениеОсобенности организации образовательной деятельностиРабота с обучающимися построена следующим образом: сначала дается лекционный и методический материал, презентации, слайд-фильмы, видеоролики, видеофильмы, с дошкольниками проводятся беседы в игровой форме. Затем с помощью устного опроса в коллективе и индивидуально производится закрепление полученного материала. Неотъемлемой частью занятий являются постоянные игровые спарринги и решение на время шахматных и шашечных задач.Практика показывает, что именно такая модель взаимодействия с детьми максимально эффективна, дети учатся осмысливать полученную информацию и за короткий период закреплять ее на практике.Методы образовательной деятельностиВ период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на решение образовательно-воспитательных задач.По уровню активности используются методы:объяснительно-иллюстративный; эвристический метод; метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал; метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях; исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов. проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения; закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков; диалоговый и дискуссионный. Приемы образовательной деятельности: игра-квест шахматы (на развитие внимания, памяти, воображения), внутри школьные соревнования и конкурсы на решение шахматных задач, наглядный (плакаты, фотографии, схемы, видеоматериалы и литература). Занятие состоит из теоретической (лекция, беседа) и практической части, создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности. Основные образовательные процессы: решение шашечных и шахматных задач на базе современного оборудования, формирующих способы продуктивного взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций; познавательные квест-игры; соревнования и конкурсы решения шахматных задач.Основные формы деятельности: познание и учение: игры шашки и шахматы. общение: беседы и лекции об истории развития шашек и шахмат в мире и России. творчество: решение шахматных и шашечных задач. игра: подготовка к соревнованиям по шашкам и шахматам. труд: физическая подготовка спортсменов к игре в шашки и шахматы. Форма организации учебных занятий: беседа; контрольный опрос; лекция; соревнование; игра-квест «Шахматы и шашки»; Типы учебных занятий:первичного ознакомления с материалом; усвоение новых знаний; комбинированный; практические занятия; закрепление, повторение; итоговое. Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие логических способностей у обучающихся игре шашки и шахматы: самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры - это всегда интересно и познавательно, они способны внести в учебный процесс стремление к знаниям и желание учиться.Результатом усвоения обучающимися программы являются: спортивные достижения (получение спортивных разрядов и званий).Учебно-методические средства обучения:специализированная литература; наборы технической документации к применяемому оборудованию; плакаты, фото и видеоматериалы; учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие дидактический, информационный, справочный материалы на различных носителях, компьютерное и видео оборудование и другое по вашему направлению. Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает в себя электронные учебники, справочные материалы и системы используемых Программ, Интернет, рабочие тетради обучающихся по виду спорта шашки и виду спорта шахматы.Педагогические технологииВ процессе обучения по программе «Шахматы и шашки» используются разнообразные педагогические технологии:технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума; технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта; кейс-технологии, это интерактивные технологии, основанные на реальных или вымышленных ситуациях, направленные на формирование у обучающихся новых качеств и умений по решению проблемных ситуаций; компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности. В моей практике выступают различные комбинации этих технологий и их элементов.Список используемой литературы:Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., Игра дошкольника - М.: Просвещение, 1989. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. –Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с. Дотдаева А.А. Учимся играть в шахматы, - М.: Калиниченко, 2023– 96 с. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005. Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд», 2018 г; Костров В.В. Замечательные шахматы. - Спб.: Литера, 2019 г; Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник. - М.: Просвещение, 2017; Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2017; Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2017. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006 г.