Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы и шашки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы и шашки"
Автор: Воронин Михаил Сергеевич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы и шашки» Направленность: физкультурно-спортивнаяОбщий объем программы в часах: 648 часовВозраст обучающихся: от 5 до 18 летСрок реализации программы: 1 годУровень: разноуровневыйАвтор: педагог дополнительного образования Воронин М.С.Рег. № 1/2023г. Тверь – 2023 г.Информационная карта программыСОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная запискаНормативно-правовое обоснование:Составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242«О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разного уровня программы).Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень освоения: разноуровневыйНовизна: в отличие от существующих программ по шахматам и шашкам, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы и шашки», реализуемая на базе ГБОУ РЦО «Тургиново», предоставляет возможность организовать образовательный процесс на основе установленных требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации образовательного процесса. В тоже время, педагог-тренер может наполнять программу «Шахматы и шашки» работой в среде on-line на игровых площадках.Актуальность: обусловлена требованиями общества на воспитание логического мышления у детей. Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 18 лет без ограничений по здоровью. Развитие в детях потенциала личности, обучающегося при освоении данной программы, происходит, преимущественно, за счёт прохождения через систему соревнований.Педагогическая целесообразность: занятия шашками и шахматами целесообразны, так как они укрепляют память, учат мыслить логическии творчески, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать усидчивость, организованность, целеустремленность, объективность и оценивать принятия решений в экстремальной ситуации.Цель реализации программы: формирование у обучающихся навыков игры в шахматы и шашки.Задачи программы:- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шашкам и шахматам;- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся из сельской местности, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шашками и шахматамив школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях разного уровня;- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.Образовательные:- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шашек и шахмат;- освоение базовых основ шашечной и шахматной игры, возможности шашечных и шахматных фигур,особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной и шашечной партии, тактическими приемами в типовых положениях;- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии в шашкахи шахматах;- обучение новым двигательным действиям средствами шашек и шахмат и использование шашечной и шахматной игры в прикладных целях для увеличения умственной активности и оздоровления детей;- обучение приёмам и методам шашечной и шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей дошкольников и школьников.Оздоровительные:- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шашках и шахматах в частности;- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шашек и шахмат, так и физическими упражнениямис общеразвивающей направленностью.Воспитательные:- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использование их в свободное время;- воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни;- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля» и то, что при реализации учебного плана программы планируется изучение исторических аспектов интеллектуальных настольных мировых игр.Функции программы:Образовательная функция заключается в организации обучения играм в шахматы и шашки.Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что данная программа модифицирует авторскую программу И. Г. Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования и науки Российской Федерацией и опубликованную в «Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1-4) в двух частях» и программуО.А. Романчука «Юному шашисту» от 2009 года. Шахматы и шашки по своей природе остаются, прежде всего игрой, но носят спортивную и творческую направленность.Адресат программы. Программа предназначена для обучающихсяв возрасте от 5 до 18 лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к игре в шашки и шахматы.Количество обучающихся в группе 15 человек.Форма обучения: очная, заочная (дистанционная).Уровень программы: разноуровневыйФорма реализации образовательной программы: с помощью лекций, практических занятий в классе, дистанционных и цифровых технологий (Интернет-игровые площадки, презентации, видеофильмы).Организационная форма обучения: групповая.Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю по 40 минут у школьников и 20-25 минут у дошкольников.При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
  • словесный–беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
  • наглядный показ, просмотр видеофильмов, видеороликов и презентаций;
  • практический самостоятельное выполнение заданий, тестирование.
  • По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
  • объяснительно-иллюстративные обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
  • По логичности подхода:
  • аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
  • По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся:
  • частично-поисковый обучающиеся участвуют в коллективном поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий досуговой части программы;
  • метод проблемного обучения;
  • метод дизайн-мышления;
  • метод проектной деятельности.
  • Возможные формы проведения занятий:
  • на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ, демонстрация магнитной доски с фигурами для игры в шахматы и шашки;
  • на этапе практической деятельности – беседа, опрос, практическая работа (решение шахматных и шашечных задач), освоение виртуальных игровых площадок;
  • на этапе освоения навыков – уверенное пользование шашечной и шахматной нотацией;
  • на этапе проверки полученных знаний – внутри школьные соревнования по шашкам и шахматам.
  • Ожидаемые результаты:
  • Личностные результаты: указываете по вашей программе
  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении решений шашечных и шахматных задач;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных шашечных и шахматных задач проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • формирование профессионального самоопределения в видах спорта шашки и шахматы;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Мета предметные результаты:
  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • умение ставить цель выиграть турнир по шашкам и шахматам, планировать достижение этой цели;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;
  • умение различать способ и результат действия;
  • умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • умение осваивать способы решения проблем спортивного характера в жизненных ситуациях;
  • умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • умение осуществлять поиск информации;
  • умение ориентироваться в разнообразии способов решения шашечных и шахматных задач;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
  • умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • умение аргументировать свою точку зрения;
  • умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  • умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и сверстниками: определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.
  • Компетентный подход реализации программы позволяет осуществить формирование у обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированныхкомпетенцийчерезиспользуемыеформы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:универсальные компетенции:
  • умение работать в команде в общем ритме, эффективно распределяя задачи;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • способность творчески решать спортивные задачи;
  • способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
  • предметные результаты:В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:историю происхождения, правила игры в шашки и шахматы;В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
  • играть в шашки и шахматы и решать шашечные и шахматные задачи;
  • В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
  • знаниями, полученных на уроках шашек и шахмат.
  • Мониторинг образовательных результатовСистема отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет три основных критерия: 1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и типовых решений в сфере игры шашек и шахмат.2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных ориентаций в сфере игры в шашки и шахматы.3. Готовность к продолжению обучения в сфере шашек и шахмат – определяется как усвоение пройденного материала и изучения правил интеллектуальных игр.Способы определения результативности реализации программы и формы подведения итогов реализации программыВ процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения программного материала.Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит без отметочного характера и служит для определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде устного опроса, соревнований или представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного анализа процесса формирования компетенций. Периодический контроль проводится в виде устного опроса.Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения.Формами контроля могут быть: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий педагога, анализ на каждом занятии качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, выступление на семинарах, зачет, решение шахматных и шашечных задач, соревнование, презентация проектов по истории спорта, анализ участия, обучающегося в мероприятиях.Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года с целью оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после завершения ее изучения. В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения программы. По итогам аттестации обучающимся, выполнившим спортивные нормативы приказом по школе, присуждаются спортивные разряды по видам спорта «Шахматы» и «Шашки», с выдачей нагрудного знака и зачетной разрядной книжки.Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.Таблица 1Критерии оценивания сформированности компетенций Таблица 2Критерии оценивания уровня освоения программы2. Содержание программы2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы и шашки» Для детей дошкольного возраста (группа № 1)Для детей младшего школьного возраста (группа № 2)Для детей старшего школьного возраста (группа № 3 и № 4)2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Шахматы и шашки»2.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙпо дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы и шашки»2.4. Календарный учебный график реализации программы «Шахматы и шашки»3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы и шашки»3.1. Материально-техническое обеспечение «Шахматы и шашки»Программа реализуется на базе ГБОУ РЦО «Тургиново»Для занятий необходимо помещение учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.3.2 Информационное обеспечениеСписок рекомендованной литературыДля педагога
  • Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. –Киев: Здоров' я, 1985.–88 с.
  • Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  • Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  • Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд», 2018 г;
  • Костров В.В. Замечательные шахматы. - Спб. Литера, 2019 г;
  • Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  • Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  • Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  • Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник. - М.: Просвещение, 2017;
  • Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2017;
  • Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2017.
  • Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  • Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  • Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г
  • Для обучающегося
  • Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с
  • Костров В.В. Шахматный решебник: Реализация материального перевеса,СПб.: «Литера», 2014 г. 64 с;
  • Норвуд Дэвид. Начальный курс шахмат. – М.: «Астрен», 2017 г;
  • Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  • Портиш Л., Шаркови Б. «600 окончаний». – М.: «Физкультура и спорт», 1979 г;
  • Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с
  • Для родителей
  • Дотдаева А.А. Учимся играть в шахматы, - М.: Калиниченко, 2023 – 96с.
  • Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  • Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.: Просвещение, 1989.
  • Новицкий А.Л. Дебютный репертуар для лентяев, М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2014 – 112с
  • Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.: Просвещение, 2009.
  • Сокольский А.П. «Внимание – ловушка!», М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 201772с.
  • Электронные образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы
  • Шахматные программы, Компьютерная программа «Шахматная школа-1», Москва, 2020.
  • Игровая спортивная шахматная платформа
  • Игровая спортивная шашечная платформа
  • Игровая спортивная шашечная платформа
  • Сайт для решения шашечных задач
  • Игровая спортивная шахматная платформа
  • Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся и специфики коллектива.3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программыПрограмма предусматривает использование дистанционных технологий в виде игровых спортивных площадок (, ) в сети Интернет. Педагог через социальные сети, по средствам создания группы в (Телеграмм канал, ВК, Сферум) дает дополнительные задания обучающимся, в каникулярный период с целью повышения спортивного уровня в спортивных играх. Это способствует развитию интерактивного общения среди подросткового поколения и закреплению полученных знаний и навыков на занятиях в течении учебного года. На игровых спортивных платформах дети получают задания 2 раза в неделю и выполняют их в свободное время.Также для проверки и закрепления знаний педагог организовываети проводит турниры по шахматам и шашкам на электронных площадках. Это развивает у учеников: спортивный интерес, усидчивость, выносливость, решительность, творческое стремление мыслить и находить правильные решения в сложных ситуациях. 3.4 Кадровое обеспечениеПрограмму реализует педагог Воронин Михаил Сергеевич, имеющий высшее образование по профилю педагогической деятельности, педагогическое образование и опыт работы с детьми 5-18 лет и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования».3.5 Методическое обеспечениеОсобенности организации образовательной деятельностиРабота с обучающимися построена следующим образом: сначала дается лекционный и методический материал, презентации, слайд-фильмы, видеоролики, видеофильмы, с дошкольниками проводятся беседы в игровой форме. Затем с помощью устного опроса в коллективе и индивидуально производится закрепление полученного материала. Неотъемлемой частью занятий являются постоянные игровые спарринги и решение на время шахматных и шашечных задач.Практика показывает, что именно такая модель взаимодействия с детьми максимально эффективна, дети учатся осмысливать полученную информацию и за короткий период закреплять ее на практике.Методы образовательной деятельностиВ период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на решение образовательно-воспитательных задач.По уровню активности используются методы:
  • объяснительно-иллюстративный;
  • эвристический метод;
  • метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
  • метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
  • исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
  • проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
  • закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
  • диалоговый и дискуссионный.
  • Приемы образовательной деятельности:
  • игра-квест шахматы (на развитие внимания, памяти, воображения),
  • внутри школьные соревнования и конкурсы на решение шахматных задач,
  • наглядный (плакаты, фотографии, схемы, видеоматериалы и литература).
  • Занятие состоит из теоретической (лекция, беседа) и практической части, создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности. Основные образовательные процессы: решение шашечных и шахматных задач на базе современного оборудования, формирующих способы продуктивного взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций; познавательные квест-игры; соревнования и конкурсы решения шахматных задач.Основные формы деятельности:
  • познание и учение: игры шашки и шахматы.
  • общение: беседы и лекции об истории развития шашек и шахмат в мире и России.
  • творчество: решение шахматных и шашечных задач.
  • игра: подготовка к соревнованиям по шашкам и шахматам.
  • труд: физическая подготовка спортсменов к игре в шашки и шахматы.
  • Форма организации учебных занятий:
  • беседа;
  • контрольный опрос;
  • лекция;
  • соревнование;
  • игра-квест «Шахматы и шашки»;
  • Типы учебных занятий:
  • первичного ознакомления с материалом;
  • усвоение новых знаний;
  • комбинированный;
  • практические занятия;
  • закрепление, повторение;
  • итоговое.
  • Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие логических способностей у обучающихся игре шашки и шахматы: самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры - это всегда интересно и познавательно, они способны внести в учебный процесс стремление к знаниям и желание учиться.Результатом усвоения обучающимися программы являются: спортивные достижения (получение спортивных разрядов и званий).Учебно-методические средства обучения:
  • специализированная литература;
  • наборы технической документации к применяемому оборудованию;
  • плакаты, фото и видеоматериалы;
  • учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие дидактический, информационный, справочный материалы на различных носителях, компьютерное и видео оборудование и другое по вашему направлению.
  • Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает в себя электронные учебники, справочные материалы и системы используемых Программ, Интернет, рабочие тетради обучающихся по виду спорта шашки и виду спорта шахматы.Педагогические технологииВ процессе обучения по программе «Шахматы и шашки» используются разнообразные педагогические технологии:
  • технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
  • технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта;
  • кейс-технологии, это интерактивные технологии, основанные на реальных или вымышленных ситуациях, направленные на формирование у обучающихся новых качеств и умений по решению проблемных ситуаций;
  • компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
  • В моей практике выступают различные комбинации этих технологий и их элементов.Список используемой литературы:
  • Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., Игра дошкольника - М.: Просвещение, 1989.
  • Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  • Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. –Киев: Здоров' я, 1985. 88 с.
  • Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  • Дотдаева А.А. Учимся играть в шахматы, - М.: Калиниченко, 2023– 96 с.
  • Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  • Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд», 2018 г;
  • Костров В.В. Замечательные шахматы. - Спб.: Литера, 2019 г;
  • Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  • Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  • Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  • Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник. - М.: Просвещение, 2017;
  • Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2017;
  • Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2017.
  • Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  • Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  • Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006 г.