Публикации Использование ЦОР на уроках истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ЦОР на уроках истории и обществознания
Автор: Кондратьева Юлия Сергеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯНормативной базой использования цифровых образовательных ресурсов являются Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция): ст. 16; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.Цифровые образовательные ресурсы (далее - ЦОР) создаются на основе цифровых технологий и воспроизводятся с помощью цифровых устройств. ЦОР расширяют возможности современного преподавания учебных предметов, к ним относятся:
  • фотографии,
  • видеофрагменты,
  • статические и динамические модели,
  • объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
  • картографические материалы,
  • звукозаписи,
  • символьные объекты и деловая графика,
  • текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
  • Отбор цифровых образовательных ресурсов в образовательной организации для проведения уроков по учебным предметам социально- гуманитарного цикла (история, обществознание, география) осуществляется в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822).Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования закрепляют требования к личностным, метапредметным и предметным результатам по учебным предметам. Достижение этих требований связано с использованием цифровых образовательных ресурсов. Они представлены в следующих умениях по учебным предметам.По истории - использовать возможности цифровых образовательных ресурсов при организации деятельности при работе с исторической картой, историческими источниками, исторических описаниях (реконструкциях), при выполнении учебных проектов.По обществознанию - использовать возможности цифровых образовательных ресурсов при овладении приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; формировании умений анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументам.При планировании содержания урока учителям истории, обществознания рекомендуется:
  • изучить материалы цифровых образовательных ресурсов, оценить их возможности при изучении той или иной темы;
  • при разработке уроков для одной параллели учитывать образовательные возможности и потребности учащихся при отборе материала или заданий ЦОР;
  • организовать контроль за выполнением домашних заданий с помощью цифровых образовательных ресурсов;
  • оценивать степень усвоения материала по истории и проводить разбор заданий, вызывающих затруднения.
  • В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» для использования на уроках истории допущены материалы, которые можно условно разделить на группы:для 5–9 классов: электронные тематические материалы к урокам, аудиоматериалы по истории, упражнения для проверки усвоения знаний и умений (рабочие тетради, тренажеры); для 10–11 классов: материалы для выполнения домашних заданий и подготовки к единому государственному экзамену (при необходимости).Цифровые образовательные ресурсы помогут учителю провести урок с опорой на разные средства обучения, повысить познавательный интерес школьников, реализовать развивающий и деятельностный подходы к обучению.Электронные тематические материалы к урокам дают учитель возможность использовать информационные ресурсы, наглядность через применение ИКТ. Они подготовлены к каждому уроку и позволяют комбинировать элементы изучения темы в зависимости от целей урока и образовательных возможностей школьников.Аудиоматериалы содержат дикторский текст, который включает яркие исторические описания личностей, событий, явлений с опорой на исторические источники.Рабочие тетради, тренажеры включают наборы различных интерактивных заданные вариативные задания для выполнения в классе и дома, осуществлять, которые нацелены на закрепление знаний, формирование предметных умений. Они позволяют учителю предлагать школьникам разнообразный поурочный, тематический и промежуточный контроль, готовить школьников к итоговой аттестации, участию в творческих конкурсах.При формировании предметных умений и планировании видов деятельности учащихся учителю рекомендуется:
  • при работе с хронологией:
  • предлагать задания на выявление основных дат событий из аудиовизуальных ЦОР, подбирать упражнения на усвоение знаний из тренажеров и тематических ЦОР;
  • при работе с историческими фактами:
  • предлагать групповые формы работы, основанные на анализе аудиоучебника, текстовых материалов учителя, содержания текста учебника, для характеристики места, обстоятельств, участников, результатов важнейших исторических событий;
  • при проверке сформированности умения группировать (классифицировать) факты по различным признакам использовать материалы цифровых тренажеров;
  • при работе с исторической картой: разрабатывать задания на соотнесение услышанного материала аудиоучебника и данных, полученных из других источников, о территории государств, маршрутах передвижения значительных групп людей, местах значительных событий с исторической картой; применять задания домашних заданий и тренажеров, связанных с исторической картой;
  • при работе с историческими источниками: предлагать школьникам задания на поиск необходимой информации в разных источниках (включая ЦОР); сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различий;
  • при работе с описаниями исторических событий предлагать
  • учащимся на основе просмотра или прослушивания ЦОР составить рассказ об исторических событиях, их участниках; дать характеристику условий и образа жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составить описание исторических объектов, памятников и т. п.;
  •  при организации деятельности школьников, связанной с анализом и объяснением: предлагать изучить тематические, аудиовизуальные цифровые ресурсы и выполнить задания на выделение и описание факта, определение характерных, существенных признаков исторических событий и явлений. Также на основе информации ЦОР учащиеся могут раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
  •  при организации работы с версиями и оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в аудиоуроках, учебнике, дополнительной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности;
  •  применять полученные из разных источников информации исторические знания на базовом и углубленном уровнях при решении практических задач, упражнений, размещенных в цифровых рабочих тетрадях, сборниках заданий и других интерактивных тренажерах.
  • При систематизации знаний и подготовке к ЕГЭ в старшей школе возможен разбор заданий цифровых тетрадей на уроке как при повторении тем и разделов курса, так и при проверке сформированности умений школьников.В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 653 “Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” можно выделить следующие ЦОР для основного общего образования:
  • для 5–9 классов: электронные тематические материалы к урокам, аудиоматериалы по обществознанию, тренажеры;
  • для 10–11 классов: тренажеры и ресурсы для подготовки к единому государственному экзамену (по необходимости).
  • Использование ЦОР на уроках обществознания позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, на устройствах и носителях более интересных и понятных современным школьникам, расширяет и обогащает дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность.Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить индивидуализацию. Моделирование урока с использованием ЦОР (анимации, аудиофрагментов, интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повышает интерес обучающихся к уроку, активизирует как интеллектуальную, так и творческую деятельность. Использование электронных носителей способствует повышению мотивации к изучению обществознания, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы на всех этапах работы на уроке. Так, на этапе мотивации учащимся могут быть предложены фрагменты видеоматериалов, анимации, аудиофрагментов. Это позволяет с первых минут урока заинтересовать обучающихся, заострить внимание на основных вопросах изучаемой темы. Предлагаемые материалы должны предваряться вопросом или заданием для обсуждения, оценки, решения проблемы. Простая демонстрация цифровых материалов не эффективна.На этапе освоения нового материала видеоряд может сопровождать преподнесение темы учителем, создавая единый образ, конкретизировать и выделять основные положения темы.На этапе закрепления изученного материала эффективны практические цифровые ресурсы тренажеры можно предложить учащимся составление паззла - карты, решение тестов разных типов, сопоставление понятий и их определений.Цифровые образовательные ресурсы показали свой потенциал при организации самостоятельной работы. Их использование позволяет дифференцировать задания для учащихся. Так, учащиеся могут не только выполнять задания разного уровня сложности и самостоятельно контролировать свой прогресс, но и при знакомстве с новым материалом, переходя по гиперссылкам, получать больший объем информации, чем тот, что дает обычный бумажный учебник. Сопровождение текста аудиовизуальным рядом позволяет не только мотивировать обучающихся на изучение материала, но и расширять их познавательные возможности, систематизировать пройденное.Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.