Публикации Семинар на тему "Учу учиться" «Реализация ситемно-деятельностного подхода в обучении дошкольников».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар на тему "Учу учиться" «Реализация ситемно-деятельностного подхода в обучении дошкольников».
Автор: Ахмадиева Альбина Мансафовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,E-mail, тел. 532666ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001Семинар на тему: «Учу учиться»«Реализация ситемно-деятельностного подхода в обучении дошкольников».                                                                     Разработчик:                                                       Ахмадиева Альбина Мансафовна,                            воспитатель                                                                                                                                                  Надым 2024г.Деятельностный подход – это  подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
  • Ставить цели,
  • Решать задачи,
  • Отвечать за результаты.
  • На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования.ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого.Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается,  познает весь опыт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, в профессиональной деятельности и др. А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность – будь то игра, проектирование или любое художественное творчество – необходима соответствующая развивающая среда. Все что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Роль педагога в осуществления системно-деятельностного подхода велика, т.к именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно-деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, образовательная деятельность, а так же и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому важен системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.Методологические подходы к организации занятий с детьми: - Ребенок занимает активную позицию на занятии: он-то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;- Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;- Обязательны смена мизансцен и движение;- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.Итак, золотые правила деятельностного подхода:
  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Стимулируй активность ребенка.
  • В подготовительной группе проводилось открытое мероприятие образовательной деятельности в режимных моментах  «Космическая станция «Дружные ребята». Во время мероприятия  использовались различные виды детской деятельности: познавательско-исследовательская, коммутативная, продуктивная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная.