Публикации «Организация массовых патриотических мероприятий для разновозрастных коллективов обучающихся. Организация проекта «Музей в чемодане»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация массовых патриотических мероприятий для разновозрастных коллективов обучающихся. Организация проекта «Музей в чемодане»
Автор: Чуприна Валерия Петровна

«Организация массовых патриотических мероприятий для разновозрастных коллективов обучающихся. Организация проекта «Музей в чемодане»Чуприна Валерия Петровна, методист МБУ ДО г. Мурманска ДДТ им. А. Торцева,г. Мурманск, Российская Федерацияг. Мурманск2024 г. Каждый год, составляя план мероприятий для обучающихся образовательных учреждений нашего города, постоянно ловишь себя на мысли, что хочется предложить детям что- то интересное, но чтобы это интересное было еще и новым, а самое главное, полезным для ребят и с воспитательной точки зрения результативным. За многолетнюю деятельность в нашем учреждении реализовывались много патриотических и социальных проектов (Война в судьбе моей семьи», «Марафон Памяти», «Дети войны», «Реликвия моей семьи», проводили немало фестивалей народного творчества.Время неимоверно быстро летит. Все меняется в этом мире. И жизнь требует новых форм организации воспитательного процесса. Именно такую форму одного из проектов я нашла на полях интернета и это был проект «Музей в чемодане».
  • Обоснование проекта
  •       В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.       Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.История нашей страны невозможна без освещения событий 1941-1945 годов.Высочайшей вершиной мужества и стойкости стал подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. История уже расставила точки в событиях этой войны: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, детях войны и подвиге тружеников тыла, о безмерном подвиге защитников Отечества. Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «Достаточно! Все уже сказано». Время не властно над памятью. До сих пор поисковики находят личные вещи бойцов, оружие того времени. Многих, прошедших через все испытания войны, уже нет среди живых, но есть вещи, которые могут рассказать нам о подвиге нашего народа. Цель: сохранение памяти о периоде Великой Отечественной войны и подвиге советского народа через демонстрацию экспонатов военного периода с помощью мобильной экспозиции, демонстрируемую волонтерами образовательного учреждения в классах школы. Задачи: - Активизировать работу волонтёрских групп ОУ города через создание экспозиции из предметов периода Великой Отечественной войны «Музей в чемодане».- Провести волонтёрам ОУ демонстрацию экспозиции «Музей в чемодане» в классах школы.- Способствовать приобщению широкого круга детей и подростков к сохранению исторической памятио периоде Великой Отечественной войны и подвиге советского народа.- Формировать чувство духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
  • Основная идея проекта
  • Основная идея проекта заключается в том, что учащиеся из пассивных слушателей становятся активными участниками экскурсии, так как проект способствует развитию диалога с экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.Особенность проекта заключается в его мобильности – возможность быстро развернуть экспозицию, заменять выставочные экспонаты, создавать экспозицию другого содержания. Второй особенностью проекта является возможность манипулировать выставочными предметами – подержать в руках, рассмотреть, примерить и т.д.
  • Сроки и место проведения
  • Проект реализуется на базе образовательных учреждений в течение месяца, финал проекта состоялся на базе Дома творчества( организаторов проекта).
  • Участники проекта
  • Для участия в проекте приглашаются волонтерские группы учащихся образовательных учреждений.
  • Условия проведения
  • Участники проекта организовывают сбор реликвий военного времени (письма с фронта, фотографии и вещи военного времени, хранящиеся в семейных архивах, документы и награды и т.д.). Собранные экземпляры оформляют в экспозицию, которая располагается в чемодане. О каждом экспонате готовят небольшую справку (название экспоната, кому принадлежал, история и т.д.). Подготовленную экспозицию волонтеры представляют на классных часах, внеклассных мероприятиях по составленному графику или договоренности с классными руководителями в любом классе своего учреждения в период реализации проекта. Отчеты о проведенных демонстрациях экспозиций ребята освещают на школьных стендах, в радиопередачах, на сайтах учреждения и.т.д. Демонстрация экспозиции в классе может сопровождаться видео или презентацией, а во время демонстрации вне школы и раздаточными материалами (копии бумажных экспонатов, фотографий, писем и т.д.), сопровождаться художественным словом (фото с финала проекта в Приложении № 1).
  • План реализации проекта
  • После проведения всех этапов и защиты своей работы на финале проекта, члены жюри подводят итоги и распределяют места среди участников.Результаты проекта
  • Увеличение количества детей, занимающихся музейной просветительской деятельностью и поисковой работой.
  • Увеличение количества детей, привлеченных к участию в конкурсах и конференциях муниципального, регионального уровней.
  • Привлечение разновозрастных ребят к работе в школьном музее.
  • Приложение № 1