Публикации
Использование элементов личностно- ориентированного обучение на уроках биологии для формирования нестандартного, критического, творческого мышления обучающихся СПО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов личностно- ориентированного обучение на уроках биологии для формирования нестандартного, критического, творческого мышления обучающихся СПО
Автор: Екатерина Александровна Хосперс
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов личностно- ориентированного обучение на уроках биологии для формирования нестандартного, критического, творческого мышления обучающихся СПО
Автор: Екатерина Александровна Хосперс
Добрый день, уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию доклад на тему «Использование элементов личностно- ориентированного обучение на уроках биологии для формирования нестандартного, критического, творческого мышления обучающихся СПО».Цель и задачи я озвучивать не буду, они представлены на слайде. Кратко остановлюсь на основных положениях технологии личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося, что позволяет содействовать развитию его личности.В связи с тем, что в наш колледж приходят юноши и девушки с очень разным уровнем подготовки по дисциплине «Биология», то именно личностно-ориентированная технология способствует устранению многих пробелов и позволяет более эффективно включить в процесс обучения обучающихся разных уровней подготовки.Биология - наука позволяющая не только давать сведения о строении, развитие и функционировании организмов, но и важная роль в ней принадлежит системе знаний о методах научного познания жизни, их эволюции, формированию мировоззренческих представлений о познании мира живой природы средствами науки, общей методологии научного знания и его отношения к другим формам сознания, то есть то, что мы называем научным творчеством.В контексте культурологического подхода учебный предмет «Биология» играет существенную роль в формировании общей культуры учащихся, в развитии их творческих, интеллектуальных способностей и возможностей, с учётом их индивидуальных потребностей.В связи с небольшим лимитом времени, данным на освещение моего опыта преподавания дисциплины «Биология», я остановлюсь буквально на нескольких.Для успешного освоения нового материала, облегчения процесса запоминания и других аспектов обучения важно в самом начале попытаться определить ведущую репрезентативную системуВажной частью обучения биологии в связи с тем, что дисциплина наполнена большим количеством специфических терминов, понятий, имеет трудные научные тексты, является определение модальностей или ведущих репрезентативных систем обучающихся (например, с использованием диагностики С. Ефремцева). Эту работу можно выполнить на консультации или в качестве домашнего задания)Диагностика не трудоёмка, легко обрабатывается сразу же с обучающимися. Необходимо рассказать ребятам важность понимания процесса переработки и транслирования информации, в данном случае знаний.Обычно это занятие для обучающихся лёгкое и интересное, потому что они узнают о себе, о своих друзьях, соседях по парте Они активно включаются в процесс обсуждения характеристик основных систем (визуал, аудиал, кинестетик), соотносят эти характеристики со своим опытом получают инструменты для успешной работы на уроках и дома. Не только на уроках биологии, но и на других дисциплинах. Для работы с текстом предлагаю учащимся таблицу, в которой прописаны основные пункты деятельности, необходимые для обработки, понимания и использования учебного текста, составленную с учётом особенностей репрезентативных систем.Если такую диагностику провести на 1 курсе, вы повысите не только уровень освоения учебного материала, но и действительно научите обучающегося работать в дальнейшем с трудными текстами и понятиями, т.е вы предлагаете ему собственный алгоритм научения.Второй момент, который я хотела бы осветить это выполнение домашних заданий. Домашнее задание. Желательно, чтобы домашнее задани е состояло из двух частей:- обязательное- задание по выбору учащихся. Например, если мы изучали органоиды клетки, то основным заданием будет: «Выучить название, строение, функции органоидов клетки», а дополнительным – найти интересную информацию, касающейся органоидов клетки или историческую информацию об обнаружении того или иного органоида.Для формирования представлений, учащихся о биологии как части общечеловеческой культуры в содержании среднего профессионального образования должны органически вплетаться богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки, показывающие, что всякое научное знание - личностно, а не безличностно. Необходимо включение в содержание уроков биологии фрагментов, обращенных к нравственной сфере личности ученика, жизненному опыту выдающихся деятелей науки - И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Вернадского, Геккеля, Менделя и др. Включение сведений из истории науки способствует более сознательному усвоению учебного материала, уяснению его гуманитарной направленности. Из истории науки особенно интересны обучающимся противоречия в ней, бесконечно развивающаяся драма познания, ошибок, заблуждений, неверных трактовок, которые, однако, привели к формированию новых идей, взглядов, теорий и целых направлений в науке. В своей работе мною применялись некоторые виды учебной деятельности, связанные с элементами личностно-ориентированного обучения. Например,-практическая групповая работа -сравнение двух или нескольких процессов-самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием сопроводительных карточек-инструкций-найти лишнее слово или составить задание на выбор лишнего-анализ информации (дополнить таблицу, схему)-«свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему- решение задач с биологическим содержанием -выдвижение гипотезы и её защита -составить кроссворд-написать сочинение «от имени...» -подготовка сообщений- самопроверка-составление вопросов-рассуждений, отработка причинно-следственных связей-использование креативных заданий-«ключевые слова»-поисковые задачи-элементы проектирования-наблюдение и составление отчётов о проделанной работе, буклетВажным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной деятельности студентов с высоким уровнем интеллектуальных способностей.При организации урока с использованием элементов личностно-ориентированного обучения акцент делается на собственный личный опыт учеников. Обучающимся предлагаются на выбор различные учебные задания и формы работы, которые отображают интересы детей и ведут к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.Практически все виды работы предполагают ситуацию выбора, используются разнообразные способы мотивации и активизации знаний обучающихся. Элементы личностно-ориентированного обучения играют важную роль в системе биологического курса. Они направлены на развитие личности учащихся, раскрывают его возможности, способствуют становлению самосознания и самореализации, формируют познавательные способности на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.1. Будьте щедры на похвалу.2. Предоставьте возможность выбора пути решения учебной задачи.3. Направьте интерес учащегося к самому себе на повышение результатов в обучении.4. Ориентируйте учащегося на сколько-нибудь самостоятельную учебную деятельность.