Публикации Подходы к использованию наглядных средств обучения на уроках Всеобщей истории в рамках ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подходы к использованию наглядных средств обучения на уроках Всеобщей истории в рамках ФГОС
Автор: Щербатых Антон Алексеевич

ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В РАМКАХ ФГОСА.А. Щербатых. МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. ВоронежВ практике наметились два пути организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе изучения нового материала.Первый путь - это придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в «свидетелей» и даже «участников» событий и явлений. При этом возникает «внутренняя активность» учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.Разработаны следующие приемы конкретизации, применяемые в процессе устного изложения материала: а) картинный рассказ, включающий яркие эпизоды (например, о быте феодалов); б) рассказ в форме «путешествия в прошлое», способствующий тому, что учащиеся мысленно переносятся в далекую от нас эпоху благодаря созданию «иллюзии участия» (например, рассказ о культуре Византии); в) прием персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощены в судьбе исторического лица;г) прием драматизации исторических процессов и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных лиц; д) введение в изложение занимательных деталей и подробностей, делающих более конкретными и "близкими" описываемые события и явления.Проверка эффективности этих приемов показала большую силу их воздействия на воображение и память учащихся.Второй путь организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала - это проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и, постановки проблемных заданий. Работая с наглядными пособиями, особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наглядность - непременное условие создания у учащихся конкретных образных представлений. Л. В. Занков, отмечает четыре различные формы сочетания использования наглядных пособий со словом учителя: 1) с помощью слова учитель руководит наблюдением и анализом наглядного объекта, а знания о содержании объекта, о его характерных чертах и особенностях учащиеся извлекают путем наблюдения и анализа содержания самого наглядного объекта; 2) с помощью слова учитель на основе наблюдений школьниками наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению существенных связей явлений; 3) сведения о содержании наглядного пособия учащиеся получают из словесных объяснений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией этих сообщений; 4) учитель, опираясь на наблюдения школьников, обобщает сказанное ими, делает выводы.Таким образом, на современных уроках истории используются все названные формы сочетания слова и наглядности, но чаще всего первая и вторая, так как они в большей степени содействуют активности учащихся и самостоятельности их работы.Литература1. Занков Л.В. Наглядность обучения / Л.В. Занков // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 – М.: Педагогика, 2009.- С. 276.2. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, под ред. Ф. П. Коровина и Н.И.Запорожец. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - С. 229.