Публикации
Формирования графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством графических упражнений
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирования графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством графических упражнений
Автор: Кудряшова Ксения Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирования графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством графических упражнений
Автор: Кудряшова Ксения Вадимовна
Формирования графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством графических упражнений Кудряшова Ксения ВадимовнаСтудентка 4 курса специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образованиеВалеева Наталья Ивановнанаучный руководитель, преподаватель,ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова», г. СыктывкарАннотация: В данной статье раскрываются проблемы и работа с детьми по формированию графических навыков письма. Рассматриваются особенности формирования графо-моторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, описываются методы и приемы формирования графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: графо–моторный навык, графические упражнения, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, двигательные дефекты. Графо–моторный навык – это определенное привычное положение и движение пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, изображать письменные звуки и их соединения, правильно удерживать пишущий предмет.Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают трудности с письмом: устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное письмо», ребёнок не различает такие понятия, как «лист», «страница», «строка», «лево», «право», не укладывается в общий темп работы класса. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки, а также недостаточностью сформулированных навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти [1, с. 4].Процесс развития графо-моторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности. В связи с двигательной патологией, недостаточным развитием пространственных представлений большинство детей находятся на самом низком уровне владения основными приемами графической деятельности. У детей отмечаются синкинезии (непроизвольные, содружественные движения мышц в одной части тела, при совершении движений в другой). Наиболее трудно детям с нарушение ОДА является изолировать тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Поэтому необходима коррекционная работа, цель которой - сформировать моторную и психологическую базу для овладения навыками письма [5, с. 8].Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому необходимо в ежедневную работу включать специальные зрительно-восстановительные упражнения. Они полезны всем детям, так как способствуют улучшению кровообращения, снимают статическое напряжение глазных мышц. Эти упражнения и игровые приемы дают возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе.В качестве средства, которое, на наш взгляд, является эффективным, мы выбрали графические упражнения. Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания. Графические упражнения в основном используются при работе в тетрадях, в прописях. Главная задача графических упражнений – подготовить руку ребенка к овладению письмом, сформировать базовые графические навыки, развивать координацию и мышечную память руки [5]. С учетом результатов первичной диагностики был составлен перспективный план по формированию графических навыков письма для детей старшего дошкольного возраста.Были выделены следующие направления коррекции графо-моторных навыков:Развитие правильного захвата карандаша. Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие двигательных графических навыков. Нами был составлен перспективный план работы по формированию графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, который включал в себя комплекс графических упражнений.Были подобранны графические упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки на плоскости листа:1. «Рисование по точкам». Цель: развивать образное и пространственное мышление.2. «Повтори по клеточкам». Цель: развивать пространственное мышление, умение повторить графическое изображение по клеткам.3. «Лабиринт»Цель: развивать дифференцированные движения пальцев рук, зрительно-пространственную ориентировки на листе бумаги.4. «Графический диктант».Цель: развивать умение ориентироваться в плоскости листа (клетка, строка), умение действовать по инструкции взрослого.Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой.Для развития зрительно-моторной координации были подобранны следующие упражнения:1. «Половинки».Цель: развивать зрительно-моторную координацию, умение создавать графические изображения с опорой на частичный образец.2. «Штриховка».Цель: развивать зрительно-моторную координацию, умение делать определенный ритмический рисунок (линии сочетать с пропусками).3. «Повтори по точкам».Цель: развивать зрительно-моторную координацию, умение повторить графическое изображение по точкам.4. «Следопыт».Цель: развивать зрительно-моторную координацию и оптико-пространственную деятельность.5. «Проведи линии».Цель: развитие зрительно-моторной координации и межполушарных связей.Для развития двигательных графических навыков были подобранны следующие графические упражнения:1. «Продолжи цепочку».Цель: развивать навык ритмичного, уверенного письма посредством повторения узора (фигуры) по клеткам. 2. «Продолжи ряд» (с элементами букв).Цель: развивать навык ритмичного, уверенного письма посредством выполнения узора с элементами букв.3. «Пунктирная дорожка».Цель: развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями.4. «Прописи».Цель: развивать умение ритмичного, безотрывного, уверенного письма посредством выполнения прописей. Необходимо отметить, что при проведении данной работы необходимо учитывать форму нарушения опорно-двигательного аппарата, т. к. при разных формах данного заболевания требуются разные по сложности выполнения игры, задания и упражнения. В заключении хочется сказать, что большинство приёмов развития манипулятивной функции, формирования графических навыков, повышения двигательной активности дополняют традиционные технологии обучения и одновременно решают задачи здоровьесбережения.Таким образом, формирование графо–моторных навыков – этот один из важных показателей готовности к будущему школьному обучению. Именно письмо – один из сложных навыков, который должен освоить первоклассник. Формировать графо–моторные навыки необходимо заблаговременно, используя для этого разнообразные приемы.Библиографический списокУтехина, К.М. Я учусь писать [Текст]: методические рекомендации по развитию графических навыков письма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / К.М. Утехина. – Москва, 1998. – 37 с. Корельская, С.Б. Обучение рисованию в стиле дудлинг как способ развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.Б. Климова, М.И. Смаглова. – Режим доступа: Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться писать, и красиво рисовать [Текст]: пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутрявина, И.Г. Топорков [и др.]. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 191 с. Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей [Текст] / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. – №7 – С. 6–7. Левченко, И.Ю. и Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 192 с.