Публикации Использование дидактических игр в развитии наглядно-действенного мышления у младших дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических игр в развитии наглядно-действенного мышления у младших дошкольников
Автор: Галина Николаевна Пьянкова

Использование дидактических игр в развитии наглядно-действенного мышления у младших дошкольниковИгра для дошкольника выступает необходимым средством активизации его учебно-познавательной деятельности, без чего невозможно получить успешных и положительных результатов обучения. Как считает Б. Есипов, активность-это сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками, включая пользование ими в дальнейшей учебной и практической работе [1, С. 67]. Особенно большую роль играет гармоничное сочетание дидактической игры с учебной деятельностью в начальных классах, когда дети переживают период адаптации и смену ведущих видов деятельности – Игровой на учебную. Для качественного использования дидактических игр педагогу следует придерживаться четкой структуры игровой деятельности, которая, по мнению А. Савченко, включает следующие компоненты:- побудительный-потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребенка участвовать в игре;- ориентировочный-выбор средств и способов игровой деятельности;- исполнительский-операции, позволяющие реализации игровой цели;- контрольно-оценочный-коррекция и стимулирование активности игровой деятельности [4, с. 191].В структуре учебного процесса на основе игры ученые выделяют следующие этапы:1. ориентация. Педагог знакомит детей с основными представлениями, которые используются в игре. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил.2. Подготовка к проведению. Педагог раскрывает сценарий, останавливаясь на игровых заданиях, правилах, ролях, игровых действиях, правилах подсчета очков, приблизительном типе решений во время игры.3. Проведение игры как таковой. Педагог организует проведение самой игры, во время чего фиксирует последствия игровых действий (следит за подсчетом баллов, характером принимаемых решений), объясняет неясности и т. д.4. Обсуждение игры. Педагог ДОУ проводит обсуждение, в ходе которого дается описанный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятие участниками, направляет детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется установлению связи содержания игры с содержанием учебного предмета [5, С. 112].Дидактические игры желательно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития дошкольников и для активизации их учебно-познавательной деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях в ДОУ проходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед дошкольниками в виде игрового задания; подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическое задание в игровое; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.Основные структурные компоненты дидактической игрыигровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическое задание, оборудование, результат игры.Существенный признак дидактической игрыналичие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. При подготовке к занятию, который содержит дидактическую игру, необходимо: составить краткую характеристику хода игры, указать временные границы игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Во время раннего детства, младшие дошкольники проходят через период активного развития своего мышления. В этот период особенно важно развивать наглядно-действенное мышление, которое способствует формированию у ребенка понимания причинно-следственных связей и развитию логического мышления.Для развития этого вида мышления у младших дошкольников очень эффективным инструментом являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой специально разработанную игровую ситуацию, которая органично вплетена в образовательный контекст. Она помогает детям усвоить знания и навыки, развивает мышление, обучает анализировать и принимать решения, учиться сотрудничать и решать проблемы. Вместе с этим, дидактическая игра является очень привлекательной для детей, так как предполагает активное участие в игровой деятельности [32].Одной из особенностей развития наглядно-действенного мышления у младших дошкольников является развитие пространственного мышления. Дети в этом возрасте начинают осознавать пространство и учатся оперировать пространственными понятиями, такими как высоко-низко, впереди-позади, внутри-снаружи и т.д. Дидактические игры, направленные на развитие пространственного мышления, могут представлять собой задания на сортировку и классификацию объектов по их форме, цвету, размеру, на использование конструкторов и пазлов, которые требуют от детей умения анализировать и составлять пространственные картинки.Еще одной важной особенностью развития наглядно-действенного мышления у младших дошкольников является развитие логического мышления. В этом возрасте ребенок начинает понимать причинно-следственные связи и общие закономернотсти. Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления, могут представлять собой задания на нахождение ошибок, составление последовательности действий, сопоставление похожих и отличных предметов. Также очень полезными для развития логического мышления у детей могут быть интеллектуальные игры, такие как шахматы, логические головоломки и головоломки разного рода.Важным аспектом развития наглядно-действенного мышления у младших дошкольников является развитие моторики. Дети в этом возрасте активно занимаются различными видами двигательной деятельности, такими как ходьба, бег, прыжки, рисование и лепка. Дидактические игры, связанные с развитием моторики, помогут детям контролировать свое движение, учиться координировать движения рук и ног, улучшать мелкую моторику рук [1].Не менее важным аспектом развития наглядно-действенного мышления у младших дошкольников является развитие коммуникативных навыков. Дидактические игры позволяют детям учиться общаться, выражать свои мысли и понимать мысли других. Они учатся слушать и быть внимательными, сотрудничать с другими детьми и принимать решения вместе. Вместе с этим, дидактические игры помогают развивать самостоятельность и ответственность, так как ребенок должен самостоятельно принимать решения и выполнять задания.Процесс знакомства с окружающим миром и игрой формируется наглядно-действенное мышление, требующее активного участия и поддержки взрослого. В ходе игр, руководимых взрослым, дети улучшают свои навыки работы с предметами, устанавливают связи между ними и решают задачи на практике. Примерно к шести-семи годам дети уже способны выполнять задания, используя образцы, сравнивать формы и размеры предметов. Конструирование является одним из самых эффективных методов для развития наглядных форм мышления. Поэтому важно, чтобы у детей были конструкторы разного материала, формы и видов. Занятия с ножницами и бумагой, а также складывание фигурок из спичек также способствуют достижению этой цели.Дети используют вспомогательные материалы, такие как конструктор, спички и счетные палочки, для создания различных объектов, таких как домики, гаражи, столы, скамейки, лестницы, мосты и другие. Малыш строит по примеру, а если у него не получается, то взрослый показывает, как нужно действовать, и ребенок повторяет эти действия. Если это также сложно, то взрослый делает сам, а ребенок помогает и потом пробует сам. Например, можно укладывать на столе плоские фигуры, используя определенное количество спичек, или передвигать одну или несколько спичек, чтобы получить другую фигуру. Благодаря взаимодействию с взрослым, ребенок не только развивает наглядное мышление, но также получает новые впечатления и развивает речь. Сложность заданий должна увеличиваться постепенно. Как уже упоминалось, наглядно-образное мышление основано на наглядно-действенном. Оно появляется постепенно, когда ребенок получает достаточный опыт или задумывается о том, как изменить ситуацию, представляя себе в уме, что нужно предпринять и какой будет результат. Наглядно-действенное мышление необходимо для успешного обучения ребенка в начальной школе, когда он учится решать задачи, опираясь на свои представления о предметах.Развитие способности ребёнка мыслить наглядно и образно является очень важным, так как это играет главную роль в процессе изучения окружающего мира. Благодаря этому способу мышления ребёнок усваивает знания и понимает происходящее. Кроме того, это способствует развитию детского творчества. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигнутый в дошкольном возрасте, является важным для дальнейшего развития человека, поскольку он вносит значительный вклад в общий процесс психического развития. Прохождение лабиринтов, рисование и конструирование способствуют развитию наглядно-образного мышления. Однако важно, чтобы конструирование осуществлялось не по заданному образцу, а на основе словесной инструкции взрослого или с помощью воплощения самой ребёнком задуманной идеи. Развитие наглядного мышления помогает ребёнку использовать схемы и делать умственные вычисления. В возрасте семи лет у детей начинается формирование словесно-логического мышления, которое позволяет им рассуждать, оперируя абстрактными понятиями.Таким образом, развитие наглядно-действенного мышления у младших дошкольников с помощью дидактической игры является очень важным этапом в их образовательном процессе в условиях ДОУ. Дидактические игры представляют собой эффективный инструмент для развития пространственного и логического мышления, моторики и коммуникативных навыков. Вместе с этим, дидактические игры интересны и привлекательны для младших дошкольников, что способствует более эффективному усвоению знаний и навыков.