Публикации "Огород на подоконнике"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Огород на подоконнике"
Автор: Захарова Жанна Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №328» городского округа СамараПознавательно-исследовательский проектв подготовительной группе «Огород на подоконнике»Выполнили воспитатель:Захарова Ж.Н.Самара 2024АктуальностьДети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.Цель:Знакомство детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.Задачи:1. Обогащать знания детей о выращиваемых растениях.2. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.3. Развивать бережное и заботливое отношение к растениям.4. Развивать познавательно-исследовательский интерес.5. Развивать эмоциональную отзывчивость.6. Формировать умение детей находить способы решения проблемных ситуаций.7. Формировать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.8. Расширять словарный запас.9. Формировать навыки ухода за растениями.Срок реализации:Проект средне-срочный февраль-март.Предполагаемые результаты:Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку, фасоль и цветочную рассаду. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы. Родители будут вовлечены в педагогический процесс ДОУ, возрастет заинтересованность в сотрудничестве с детским садомЗначимость проекта для всех его участников:Дети получают знания по уходу за огородными растениями, формируются представления оструктуре трудового процесса. Воспитатель продолжает осваивать методпроектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки), в оформлении огорода на подоконнике.Этапы реализации проекта:Подготовительный1. Определение цели и задач данного проекта.2. Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта;3. Подбор дидактических игр природоведческого содержания, направленных на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;4. Адаптация и систематизация подвижных игр, направленных на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;5. Разработка занятий разных видов (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные) ;6. Целевые прогулки по территории детского сада;8. Проведение игры с детьми на разрешение противоречий «Растения: хорошо – плохо»;7. Подбор проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментовПрактический:Чтение художественной литературы; беседы с детьми; рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике; настольные игры; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; пальчиковая гимнастика; физкультминутки.Совместная и самостоятельная деятельность:Создание уголка в группе:- изготовление табличек-указателей с названием растений- художественная литература- иллюстрации- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.- приготовление почвы для посадки, посадка семян.- дизайнерское оформление «огорода на подоконнике».- наблюдение за растениями в уголке природы.- наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).Художественно-продуктивная деятельность:-рисование на тему «Цветет на окошке цветок-огонек»«Рисуем цветочек для мамы»«Его величество лук»-раскрашивание картинок серии «Во саду ли, в огороде»-лепка «Что растет у нас на огороде»Опытно – экспериментальная деятельность на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.Работа с родителями:Оформление «огорода на подоконнике» -контейнеры, земля, семена для посадки, изготовление атрибутов для оформления.Домашнее задание - сбор рецептов салатов .Выводы:В результате проделанной работы, дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук;Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;Развитие практической и исследовательской деятельности в ходе проведения проекта;Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.Этапы реализации проекта «Огород на подоконнике».Приложение Опытно – экспериментальная деятельность «Посадка лука».Программное содержание:- Уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья.- Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук.- Учить сажать луковицы в землю.- Познакомить с тем, что для роста зелени нужна вода.Материал:- Луковицы (по числу детей и для себя), ящики с землей, совки, лейка с водой, майонезная банка, альбомный лист, трафареты луковицы и банки, цветные карандаши.Ход:Воспитатель сажает детей за большой общий стол, показывает луковицу, спрашивает: что это такое? (лук). Напоминает, что лук едят, что он полезный овощ. Две- три луковицы дает детям потрогать. (дети обследуют) и уточняют, что лук: твердый, в светло- коричневых чешуйках (они шуршат). Показывает верх и низ (донце) луковицы. Говорит, что можно вырастить зеленый лук, очень полезный для всех. Для этого надо луковицу поместить в банку с водой. Воспитатель наливает из лейки воду в банку, сажает донцем луковицу (все действия поясняет). Затем, поставив банку на середину стола, рисует ее по трафареткам, поясняет свои действия, показывает рисунок, подчеркивает: он похож на луковицу в банке.Физминутка:Дети изображают, как лук будет расти и каким большим станет.2 часть: - посадка детьми луковиц в землю, их полив. В это время в группу «приходит» Дед из сказки «Репка», чтобы посмотреть, как дети сажают лук, как делают грядку.Через некоторое время воспитатель проводит первое наблюдение за посадками лука. В гости к детям «приходит» Дед. Все вместе они осматривают ящики (грядки), отмечают изменения, если таковые уже есть. Затем воспитатель сажает детей за большой стол, ставит посередине банку с луковицей. Обращаясь к детям и Деду, говорит: «Смотрите, что появилось снизу луковицы в воде – это корни начали расти. Наша луковка ожила, пошла в рост. Корнями она пьет воду. Она будет расти. Мы добавим ей воды – пусть пьет. Без воды лук зеленый не сможет расти. А теперь мы луковицу нарисуем.Воспитатель, как и в первый раз, по трафареткам рисует банку, луковицу, воду, пририсовывает корни, при этом все комментирует, показывает детям и Деду рисунок, подчеркивает его сходство с луковицей в банке. Слева внизу листа приклеивает полоску времени – «неделю», поясняет: «На прошлой неделе мы посадили лук. Прошло семь дней – целая неделя. Наш лук пустил корни. Мы приклеили с вами « неделю» на рисунок. Смотрите: семь цветных квадратиков: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.»Далее проводится следующее наблюдение за луком: дети рассматривают его, отмечают, что корни и зелень еще выросли, доливают воду. Воспитатель делает новую зарисовку, задает вопросы, включает детей в процесс зарисовки. Подчеркивает: зеленый лук растет, потому что в группе тепло (мы все ходим без пальто, в легких одеждах) и потому что луковица находится в банке с водой. Также наблюдают за луком, который растет в земле.Опыт № 1 «Огород на окне»Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.Описание опыта:Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький , но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).Лук растет на огороде,Он большой хитрец в природе,В сто одежек он одет,Ребятишки на обедНе хотят его срывать,Зачем слёзы проливать!?