Публикации Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР.
Автор: Герасимова Дарья Михайловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЛУКОМОРЬЕ»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________«Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР» Подготовила воспитатель: Герасимова Д.М. р.п. Новодрожжино 2023Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов в частности: к активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть; пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. Важность применения артикуляционной гимнастики для коррекции речи у детей с ТНР обусловлена  недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требует особого подхода, который различается в зависимости от возраста конкретного ребенка. Для детей с нарушением речи с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр.Формирование связной речи у детей с ТНР осуществляется в процессе практической деятельности, при проведении различных игр на корреционных занятиях, в режимных моментах, на прогулке, при наблюдениях, в свободной деятельности, в играх-драматизациях. Связная речь предполагает развитие и монологической и диалогической речи.Связная речь у детей старшего и подготовительного возраста, является показателем нормы речевого развития и характеризует уровень развития ребенка - умственного, речевого, эмоционального. Каждый ребенок в идеале должен содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Его речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речии - это связность мыслей. В связной речи ребенка отражается логика мышления, его умение осмысливать воспринимаемое и умение выразить свое восприятие в правильной, четкой, логической речи.Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостотельно излагать свои суждения - все это залог успеха обучения в школе.Кроме того связная речь ребенка помогает ему быть общительным, преодолевать застенчивость и молчаливость, способствует развитию уверенности в своих силах , повышает самооценку, делает его успешным.Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).Основной целью гимнастики является выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.Детей этой гимнастике учит логопед, поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, и он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей для проведения коррекционных упражнений помогающих сделать речь каждого ребенка чистой и понятной окружающим.Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики. Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.Работа с детьми дошкольного возраста с ТНР заключается в том, что у них очень быстро развивается речь, поэтому важно как можно раньше диагностировать ТНР, чтобы начать своевременную коррекцию и помочь ребенку в его речевом развитии.Эффективность артикуляционной гимнастики для детей с ТНР будет выше, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). Так как именно в этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.В случае обнаружения у ребенка задержки в развитии речи после 3 лет, гимнастика станет отличным помощником для коррекции. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей: профилактическую, коррекционную и диагностическую. Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на формирование чистой и правильной речи ребенка. Артикуляционная гимнастика может проводиться как группах, микрогруппах, так и индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:
  • статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
  • Воспитатель составляет комплекс упражнений на основании советов логопеда, так как именно этот тандем помогает учесть индивидуальные особенности детей, работать над коррекцией нарушения и автоматизации звуков, при нечёткой работе артикуляционного аппарата. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.Можно выделить основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
  • Продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • Использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • Гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • Комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • Осуществлять контроль за правильностью и плавностью выполнения упражнений т.к. качество важнее количества.
  • В случае затруднений у ребенка в выполнении какого-либо упражнения воспитатель сообщает это логопеду, и тот в свою очредь, может применять для коррекции зонды или чайные ложки.
  • Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например: после утреннего и перед вечерним кругом.
  • Регулярность проведения: если ребенок не пошел в детский сад, то гимнастику с ним должны провести родители (за исключением болезни).
  • Требования к детям зависят от возрастной группы:младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных и скушных упражнений, поэтому лучше проводить в форме забавной игры. Дети, увлекшись и не заметят, что их учат, следовательно процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать сказки о Весёлом Язычке. Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.Смекалка и творческий подход педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.Применение логопедических игрушек является самым эффективными и современным дидактическим материалом в артикуляционной гимнастике. В своей работе эти игрушки может использовать и воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа, такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником для каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.