Публикации
Сопровождение специалистом по социальной работе, куратором, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в сельской местности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сопровождение специалистом по социальной работе, куратором, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в сельской местности.
Автор: Наталья Викторовна Жулябина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сопровождение специалистом по социальной работе, куратором, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в сельской местности.
Автор: Наталья Викторовна Жулябина
Сопровождение специалистом по социальной работе, куратором, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в сельской местности.Сельский сектор нашей страны, всегда отличался более низким уровнем социальной жизни, тяжелыми условиями труда и быта. Что такое «жизнь семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию в глубинке»? Отключенное из-за долгов электричество, ветхий дом, матрасы вместо детских кроватей, нет работы, нет денег на продукты и дрова… Итогом нередко становится изъятие детей из семьи. Но есть и другой выход: помочь семье решить накопившиеся проблемы.Жизнь в Российской провинции — в маленьких городках, селах, деревнях — всегда отличалась от жизни в крупных городах. Добывание хлеба насущного в столице и в деревне — два совершенно разных процесса. При том, что «хлеб насущный» в деревне имеет самое буквальное значение.В трудной жизненной ситуации оказываются по разным причинам: из семьи с маленькими детьми ушел отец или кто-то из родителей запил… Зачастую уровень жизни в селах и так слишком низок, поэтому бывает достаточно одного критического обстоятельства, чтобы семья перестала справляться с ситуацией. И, конечно, терпят лишения и страдают дети, живущие в этой семье. Это и есть главная причина, по которой семья нуждается в срочной помощи.Логика подсказывает, что до того, как разлучать родных и радикально решать вопрос, надо сначала попытаться помочь семье преодолеть накопившиеся трудности, и уже потом делать вывод: жизнеспособна ли она, есть ли у нее будущее. Но кто должен заниматься такой помощью? Государство, Церковь, общественность? Каждый ответ и верен, и неполон одновременно. Ведь трудная жизненная ситуация — это целый комплекс социальных и личностных трудностей семьи: материальных, связанных со здоровьем, психологических, педагогических, морально-духовных. А значит, и решать их можно только комплексно, объединив усилия власти светской, власти духовной и общественности.Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом. В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проблема детей и семей остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы, внедрения современных форм наставничества, как одной из эффективных форм работы с семьей. Целью наставничества является эффективное решение проблем, повышение социального уровня семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающими в сельской местности.Задачами наставничества являются:- проведение индивидуальной профилактической работы с семьей;- содействие в оказании педагогической, психологической и социальной помощи семьям;- участие в реализации межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей с детьми;- организация просветительской работы с семьями в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи.Анализируя данные по семьям, можно сделать вывод о социальной дезадаптации большинства семей. Это характеризуется наличием следующих проблем:- алкоголизм членов семьи:как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями;- безработица: отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи;- малообеспеченность: среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи);- духовно-нравственная деградация семьи: утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права.Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей.Учитывая, что Ровеньский район Белгородской области - сельскохозяйственный, где в своем большинстве проживают сельские семьи, которые не всегда справляются со своими обязанностями, и как следствие этого — корень многих детских проблем и трудностей лежит в семейном неблагополучии. Такие семьи требуют неотложной социальной помощи – комплексного социально-психологического сопровождения семей с детьми: семей, находящихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации.Начав с нуля, ГБУССЗН «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья», в котором я работаю специалистом по социальной работе и являюсь куратором таких семей, за пять лет создал целую систему помощи семьям. На протяжении нескольких лет в своей работе применяю основные формы работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, консилиумы, родительские семинары, родительские собрания, конференции, вечера, педагогическая пропаганда, социальный патронаж и т.п. На мой взгляд, одной из самых распространенных форм работы специалиста по социальной работе с семьей – это социальный патронаж, то есть посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, которые помогают длительно поддерживать связь с семьей и своевременно выявлять проблемы семьи, а также оказывать незамедлительную помощь.В результате проводимой профилактической работы в семьях трудно, но все же меняется ситуация, детям в семье уделяется гораздо больше внимания, родители посещают родительские собрания, приходят для консультации к педагогу-психологу, социальному педагогу, разрешаются школьные и поведенческие проблемы учащихся. Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны наставников, так и, в большей степени, со стороны членов семьи. В любом случае, в своей работе я, как наставник и куратор, должна стремиться, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности работы с такими семьями. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).Практика наставничества обеспечивает стабилизацию эмоционально-психологического состояния детей и взрослых, вступивших в конфликтс законом и находящихся в трудной жизненной ситуации, развитиеи реализацию их личностного потенциала, успешную социализацию.Наставник является обученным специалистом и обладает набором личностных и специальных профессиональных компетенций, позволяющих ему оказывать необходимую помощь и поддержку в повседневной деятельности, наладить внутрисемейную коммуникацию, восстановить социальный статус в детском коллективе и социуме. Применение данной практики способствует формированию адекватной самооценки и позитивной «Я - концепции»; коррекции ценностных установок; формированию социально-правовой нормативности; активации к познавательной деятельности; формированию образа успешного будущего.