Публикации
"Разноцветные звуки музыки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разноцветные звуки музыки"
Автор: Рындина Марина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разноцветные звуки музыки"
Автор: Рындина Марина Николаевна
Мастер-класс «Разноцветные звуки музыки»Цель:Создание условий для развития музыкальных способностей и повышению интереса к музицированию детей старшего дошкольного возраста через игру на диатонических колокольчиках.Задачи: Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру, воспринимать зрительно-графическое изображение мелодии и воспроизводить его на диатонических колокольчиках.Обучать правильным приемам звукоизвлечения на диатонических колокольчиках.Развивать комплекс музыкальных способностей: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Развивать музыкальную память, внимание, исполнительское мастерство. Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, творческую инициативу, желание научиться играть на них как одному, так и в оркестре.Здравствуйте, уважаемые коллеги!Мы все с вами знаем, что Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры.Ребенок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности. Перед педагогом стоит нелегкая задача, как же ее добиться? Какие решения средствами музыки могут быть использованы? На музыкальных занятиях мы поем, танцуем, играем. Меня заинтересовал вопрос игры на музыкальных инструментах. Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. Игра на детских музыкальных инструментах – один из важных видов деятельности детей в процессе художественно – эстетического развития.Игра на инструментах способствует развитию памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка и является одним из интересных видов деятельности для детей. Сегодня мы с вами поговорим об одном из видов детских музыкальных инструментов. А о каком, догадайтесь сами. Послушайте мою загадку.Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит.Стоит только в руки взять и немного раскачать,Слышен будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон» (Колокольчик)В нашем детском саду есть музыкальные диатонические колокольчики. Именно они развивают у детей гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» I-й октавы, до нотки «до» II-й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш.Цветовая гамма колокольчиков следующая: Красный цвет – нота до 1октавы,Оранжевый цвет – нота ре,Желтый цвет – нота ми,Зеленый цвет – нота фа,Голубой цвет – нота соль,Синий цвет – нота ля,Фиолетовый цвет – нота си,Белый цвет – нота до 2й октавы. Можно увидеть, что цвета колокольчиков полностью повторяют цвета радуги. Совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах. Играют дети на диатонических колокольчиках по цветным партитурам.«Цветная партитура» — это доступный и интересный способ знакомства воспитанников с миром звуков. Использование «Цветной партитуры» при обучении игре на диатонических колокольчиках очень нравится детям, так как процесс обучения превращается в игру.В партитурах изображены не простые черные и неинтересные для детей закорючки, а цветные ноты. При изготовлении партитур, подбираются цвета нот, совпадающие с цветами колокольчиков. На начальном этапе обучения колокольчики лучше расставлять или раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур. Колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу – это исходная позиция. Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет ноту, совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно, можно соединять произведение целиком. На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.На первом занятии ребята рассматривают колокольчики, трогают их, обязательно даю позвонить ими. Объясняю, как правильно их держать. Рассказываю, что у каждого колокольчика есть своя песенка, и он её поет. Например: красный колокольчик поет свою песенку, когда я показываю красную нотку, оранжевый поет – когда показываю оранжевую и т.д. Таким образом, можно поиграть с детьми, чтобы каждый ребенок смог лучше ориентироваться по показу педагога. Только тогда можно приступать к следующему этапу - это ознакомление с композицией. Для начала, нужно настроить детей на прослушивание музыки, дать послушать ребятам ее, проанализировать ее вместе с детьми, определить характер, поделиться эмоциями и впечатлениями. И только после этого начинается разучивание игры на колокольчиках. На следующем этапе к нам на помощь приходит цветная партитура.Цветные партитуры предназначены для музыкальных занятий с группой детей из 8 человек, именно для этого количества нужен будет 1 комплект колокольчиков. Учимся с детьми читать по партитуре. Знакомимся с приемами игры на колокольчиках. На начальном этапе дети учатся играть простые мелодии. (фрагмент видео)На следующем занятии знакомлю детей с музыкальным термином «длительность» и с обозначением их на цветных партитурах. Ноты могут быть различного размера, что указывает на их длительность. Если дети видят большую нотку, то они знают, что надо долго звонить колокольчиком; если видят маленькую нотку, то знают, что ее надо играть одним ударом. Учу детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп. Главная задача педагога на занятиях заключается в том, что он выступает в роли дирижера. А сейчас я приглашаю детей старшей группы, они исполнят для вас на колокольчиках «Гамму».Ребенок 1: Колокольчик – музыкант, у него большой талант,Нас послушайте немножко и похлопайте в ладошки!(Дети исполняют «Гамму»)Казалось бы, простая гамма, но как весело она звучит в исполнении детей!А сейчас ребята исполнят для вас пьесу «Воспоминание».Ребенок 2: Давайте сыграем дружно и вместе,В нашем красивом цветном оркестре.(Дети исполняют пьесу «Воспоминание») С помощью диатонических колокольчиков, дети начинают чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятиях, когда дети учатся играть по цветным партитурам, царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят становится самым любимым делом. Заходя в музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть на колокольчиках. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!!! А сейчас, я хотела бы вместе с вами окунуться в мир музыки и дать почувствовать вам себя настоящими артистами. Итак, я приглашаю 6 добровольцев из зала. Встаньте, чтобы вас было видно, возьмите правильно колокольчики – правой рукой за ручку. Представьте, что я ваш дирижер, а вы мой оркестр. Я вам все буду показывать. Давайте для начала попробуем позвонить ими – потренируемся немного. Я показываю вам цветную нотку, и чей цвет колокольчика совпадает с ее цветом, тот и играет до тех пор, пока я не уберу указку. Сейчас попробуем - голубой, желтый, красный цвет. Молодцы, у вас все хорошо получается! А теперь попробуем исполнить с вами композицию «Старинный вальс». Не переживайте, будьте внимательны, и у нас все получится!Игра на диатонических колокольчиках «Старинный вальс» И в заключении хотелось бы сказать: пользуйтесь этими замечательными инструментами, разрабатывайте свои партитуры. Можно использовать диатонические колокольчики с другими музыкальными инструментами, как часть оркестра. Все зависит от вашего творчества и фантазии. Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиков приведет к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»Мастер-класс«Разноцветные звуки музыки» Музыкальный руководитель: Рындина М.Н.г. Никольск 2023г.