Публикации Доклад: «Как диагностировать и оценивать результаты воспитания»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Как диагностировать и оценивать результаты воспитания»
Автор: Шаповал Раиса Стефановна

ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Чайка» им. Гелиловичей»Воспитатель: Шаповал Раиса СтефановнаДоклад:«Как диагностировать и оценивать результаты воспитания»г. Евпатория 2023г.Принято считать, что воспитание — педагогическое воздействие на ученика с целью формирования его ценностей, личностных качеств, привития ему внешних норм и правил.1 Насколько человекосообразна суть воспитания в такой формулировке? Формирующая позиция обозначает воспитание как внешнее воздействие на ученика.В этой позиции фактически отсутствует личностное начало ученика как субъекта воспитания и самовоспитания. Гуманистический подход полагает рассматривать не только воспитательный заказ к ученику, но и роль самого человека в его воспитании. Принцип человекосообразности образования предполагает главной целью самореализацию ученика, выявление и достижение им своей миссии.2 Насколько это возможно в воспитательном аспекте, трактуемом как воздействие? Если мы хотим обеспечить воспитательную самореализацию ученика, то каким образом нужно проектировать и осуществлять воспитательные цели, содержание, виды деятельности, систему диагностики и оценки воспитательных результатов? Рассмотрение этих вопросов привело к разработке доктрины образования человека, в которой введено понятие «миссия ученика». Под _миссией ученика понимается внутренне заложенное предназначение, смысл образования ученика.3 Именно миссия ученика выступает источником целей его обучения и задаёт характер его воспитания. Образовательная миссия ученика — некий обобщённый образ результата образования человека. С позиций человекосообразного понимания образования цель и суть воспитания — развитие в ученике именно тех личностных качеств, которые позволяют ему реализовать свою миссию. 4Отсюда вытекает следующее определение:Воспитание деятельность, направленная на становление личностных качеств человека, необходимых для его самореализации5Из определения следует, что воспитанием занимается не только педагог, родитель и среда, но и сам ученик-человек. Такое воспитание для него можно назвать самовоспитанием.Ценностные ориентацииВоспитанию подлежат многие качества: нравственность, коммуникативность, почтительность, независимость, трудолюбие, честность и другие. К личностным качествам человека относим также его ценности, ценностные установки,ценностные ориентации и приоритеты. В учёной среде существует более четырёхсот определений понятия «ценность». Не следует путать личностные ценности с ценностями в быту, которыми могут быть вещи, драгоценности, любой объект, имеющий жизненно важное значение.Будем понимать под ценностью личностные качества, имеющие характер значимых ориентиров, к которым устремлён человек, его идеалы.6Поведение или поступки ученика определяются его ценностями, проявляющимися в конкретных условиях, в которых он находится. Ценности ученика формируются и развиваются на основе его жизненного опыта, путём познания идеалов и ценностей. Именно из ценностей могут зарождаться личностные цели.Одним ценностям он придаёт большую значимость, чем другим. Это влияет на постановку им целей деятельности, выбор средств их достижения. Можно детям предложить задание «Мои ценности»: Выберите 15 наиболее важных для вас ценностей и распределите их по степени значимости: Аккуратность Сдержанность Активность Семья Безопасность Сила Бережливость Скромность Благожелательность Слава Благодарность Смелость Богатство Соревнование Вдохновение Сотрудничество Верность СправедливостьВеселье Стабильность Воображение Страсть Время Стремление Выгода СупружествоГениальность Счастье Доброта Тайна Дружба Творчество Духовность ТовариществоЗабота Уважение Здоровье Уверенность Знания Увлечённость Известность УдивлениеКомфорт Удовольствие Красота Ум Любовь Успех Надёжность Фитнес Обучение Хитрость Остроумие Честность Порядок Честь Праздник Чистота Преданность ЧудоПрирода Щедрость Радость Энтузиазм Решимость Этика Самоуважение Этикет Самоуверенность Юмор Свобода Дом7Поскольку значимость ценностей учащегося меняется со временем, задание предлагается два раза в год для сравнения результатов.Динамику принимаемым человеком ценностям придают его ценностные ориентации, которые переводят ценности в статус целейЦенностные ориентации личности могут совпадать с групповой идеологией, выражающей стремления группы, или с обобщёнными человеческими ценностями, например: благосостояние, здоровье, комфорт, гражданские свободы, образование, творчество, труд.В ценностных ориентациях выражаются мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические знания, представления и убеждения.8Ориентации могут выступать в качестве стимулов достижения определённых целей, приобретать функцию регуляторов социального поведения. Приведу задание для старшеклассников «Мои ориентации»: Распределите по степени значимости следующие ценностные ориентации:1. Хорошие и верные друзья.2. Насыщенная жизнь.3. Интересная работа.4. Красота природы.5. Любимый человек.6. Признание одноклассников.7. Свобода и независимость в суждениях, поступках.8. Счастливая семейная жизнь.9. Счастье всего народа.10. Счастье человечества в целом.11. Возможность заниматься творчеством.12. Удовольствия и развлечения.13. Умение культурно вести себя.14. Способность действовать самостоятельно.15. Смелость в отстаивании своего мнения.16. Умение прощать другим их ошибки.17. Умение понять чужую точку зрения.18. Эффективность в учёбе и делах.19. Здоровье (физическое и психическое).20. Переживание прекрасного в искусстве.21. Материально обеспеченная жизнь.22. Физическое и духовное совершенствование.Анализ составленного учащимся рейтинга ценностных ориентаций позволяет диагностировать его качества, подлежащие воспитанию. . Становление личности происходит под воздействием комплекса различных ориентаций, которые способствуют развитию индивидуальности личности. Система ценностных ориентаций ученика меняется со временем. Эти изменения обусловлены, в том числе, воспитательным эффектом. Поэтому диагностика изменения системы ценностных ориентаций имеет более значимую роль, чем диагностика отдельных ориентаций.Кто заказчик воспитанияОткуда берутся или должны браться наименования тех качеств и черт характера, которые подлежат воспитанию в человеке? Например, одни говорят о необходимости воспитания патриотизма, другие — интернационализма. Возможны совершенно противоположные направленности воспитания. Как быть в таких случаях? Заказ на воспитание тех или иных качеств исходит именно от заказчиков образования человека, к числу которых относятся: он сам, его семья, род, народ, этнос, социум, общество, государство, мир, человечество, Вселенная10. Именно заказчики задают те ценности и качества человека, которые необходимы ему с их стороны. Каждая категория заказчика воспитания, как правило, задаёт человеку свой набор личностных качеств, в том числе ценностных ориентаций. Приведём примеры воспитательного заказа человеку со стороны разных заказчиков.Сам человек — уметь ориентироваться в событиях, в жизни; находить более выгодные условия труда, учёбы, жизни; уметь зарабатывать, владеть предпринимательскими качествами; получать удовольствие от хобби, отдыха.Родители — чтобы ребёнок был умный, красивый, успешный, слушался папу и маму, был примерным мальчиком (девочкой).Род, родственники, предки — наследовать родовые качества и традиции, по- читать старших, поддерживать родственные связи, оказывать взаимопомощь, поддержку.Народ, этнос — осваивать и передавать традиции, защищать этническое своеобразие, сохранять народные ценности. Социум — быть как все, вписываться в действующие правила или их отрицание. Признавать авторитетом социума, правила, в том числе негласные. Учреждения, организации социума — пользоваться своими услугами и товарами, устраиваться к ним на работу (позиция работодателя).Общество — становиться гражданином с активной жизненной позицией, участвовать в общественной жизни; государства — быть законопослушным, иметь единство мнений по отношению к государственному устройству и его руководителям.Мир, человечество, Вселенная — продолжать жизнь на Земле, иметь экологическое мировоззрение, планетарное мышление, развивать цивилизацию, пополнять достижения человечества. Со стороны заказчиков возможны самые разные, в том числе противоположные заказы. Отсюда требуется согласование разных воспитательных заказов. Основным лицом, в чьём ведении находится такое согласование, — педагог. В разные периоды жизни человека роль такого педагога выполняют разные люди: мама, папа, родственники, в другие периоды — школьный учитель, тренер, авторитетный взрослый, руководитель. Таким педагогом может стать священник, духовник, гуру. Педагог помогает ученику самоопределиться по отношению к различным ценностям и вытекающим из них целям.Что воспитывает ученика?Для диагностики и оценки воспитательных результатов нужно представлять, где и как эти результаты создаются. Перечислим причины воспитания, то есть основные факторы, которые в наибольшей степени определяют результаты воспитания.1. Ценности и образ жизни в семье. Этот фактор мы располагаем на первом месте, поскольку семья — самая ранняя для ребёнка среда, задающая соответствующие образцы действий, требования поведения, принципы и ценности.2. Школьный уклад_. Задаваемые в школе нормы также имеют достаточно длительное воздействие. Независимо от отношения ученика к ним, то есть нравятся ученику или нет школьные порядки, они влияют на формирование его характера, ценностей, определяют его поступки.3. Культурные традиции и события окружающегосоциума. То, что происходит в месте проживания ребёнка — во дворе, на улице, в городе или деревне, несёт значительную воспитательную роль. Это не только культурные традиции и порядки, но и местные субкультуры, принятые в среде друзей нормы. В какой-то период, например подростковый, фактор «улицы» играет основную роль.4. Переживания, чувственные образы, эмоционально-чувственные реакции во время знакомства с сильно действующими жизненными или художественными ситуациями. Например: просмотр фильма, чтение книги, слушание рассказа, истории, проповеди, наблюдение события.5. Личные поступки в жизненных ситуациях.Ничто так эффективно не осваивается, как собственные действия. То, что человек делает, определяет его внутреннее содержание, состав и уровень развития его личностных качеств. Заметим, что наиболее естественным способом диагностики воспитания ученика является наблюдение и фиксация его поступков, действий, отношений, суждений, переживаний именно в ходе самих событий и мероприятий, в которых он себя проявляет. Собственно, на практике так оно и происходит у большинства педагогов. Единственное, что не все педагоги систематизируют свои данные в форме, позволяющей на научной основе фиксировать и оценивать воспитательные результаты.Что нужно воспитывать в ученике?Существует пять ключевых стремлений человека, которые определяют его потребности, цели, компетентности:1) когнитивные (познавательные) — умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.;2) креативные (творческие) — вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств и движений, прогностичность, наличие своего мнения и др.;3) оргдеятельностные (методологические) — способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление и др.;4) коммуникативные — взаимодействие с объектами изучения, с коллегами, работа в парах, группах, проектные виды коммуникаций, дистанционные коммуникации, владение ИКТ-коммуникациями, деятельность в социальных сетях и др.;5) ценностно-смысловые — отыскание смысла происходящего, выявление целей, интересов, потребностей (своих и других людей), формулирование ценностей, сравнение различных ценностей и целей, использование мировозренческих установок для решения возникающих задач, проблем и др.11. Набор личностных качеств, подлежащих воспитанию, распределяется по группам для диагностирования и оценки. Пример оценки выбранных стремлений (ценностей) по 10-балльной шкале. В состав подобных шкал могут быть внесены личностные качества с любой детализацией. Например качеств достаточно общего плана: познавать, творить, организовывать.Свойства личности формируются в деятельности и проявляются в поведении. Общей системой устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности, выступает характер.Характер — комплекс индивидуальных свойств личности, определяющий особенности её отношений и поведения. Черты характера составляют существенные свойства человека, которые определяют его образ поведения и всей жизни.Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Если темперамент — врождённые особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Выделяют четыре группы черт характера:1) отношение к другим;2) отношение к делу;3) отношение к себе;4) отношение к вещам.12Приведу для каждой группы примеры личностных качеств, которые подлежат развитию, диагностике и оценке: 1) отношение к другим людям, коллективу, обществу: общительность, чуткость и отзывчивость, уважение, коллективизм; противоположенные черты: замкнутость, чёрствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм; 2) отношение к труду, своему делу: трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; противоположные черты — лень, склонность к рутине, недобросовестность, безответственность, пассивность.3) отношение к самому себе: чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность, скромность, противоположные черты — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм, эгоизм.Пары: скромность — самовлюблён- ность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность; 4) отношение к вещам: аккуратность, неряшливость, бережное, небрежное обращение с вещами, щедрость — жадность, бережливость — расточительность. Одной из наиболее известных является теория характера, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения: худой, высокий, полноватый типы имеют соответствующий характер.Воспитание и обучениеВоспитание не обучение. Допустить их равнозначность в общем образовании ученика можно лишь по сходству описания их состава: смысл, цели, задачи, содержание, формы, методы, технологии, диагностика, оценка, рефлексия. Аналогично, как для обучения, так и для воспитания характерны две формы выражения результата: внешняя (создаваемые учеником образовательные продукты) и внутренняя (личностные качества). Таким образом, как и в ситуации с обучением, так и для диагностики воспита- тельных результатов мы можем диагностировать внешние образовательные результаты ученика, например его поступки, а уже по результатам их анализа — оценивать уровень развития и проявленности у ребёнка тех или иных личностных качеств.Как измерить воспитание в тесте или делеОсновные функции педагогических измерений — диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая. 13Последняя задача говорит о том, что само измерение — воспитание. Как же реализовать указанные задачи? Если понимать под воспитательными результатами ценностные установки ученика, черты его личности, то весьма непросто найти педагогические средства для их прямой диагностики и оценки. Пока данную задачу чаще всего решают с помощью тестов. Однако найдутся ли психологи для каждого ученика в школе, чтобы тестировать его и интерпретировать результаты? Эта трудность побуждает искать доступные педагогические средства, которые применял бы любой учитель и воспитатель.Основные минусы тестовой системы оценивания: а) неочевидная искренность ответов детей которые могут давать ответы не те, которые реально соответствуют их личностным качествам; б) даже выбранные искренне ответы опрашиваемого могут не совпадать с его реальными качествами. Например, ученик может выбрать ответ, что бросится на амбразуру пулемёта, как Матросов, а как дойдёт до подобного, останется в окопе.В качестве педагогических средств считаем необходимым использовать такие методы диагностики воспитательных результатов, которые диагностировались бы путём реальных действий ученика, а не его тестирования. Считаем, что конкретные поступки детей, к тому же выполненные не в форме демонстративного экзамена, а в реальной его жизни и деятельности, намного правдоподобнее, чем тесты, где ребёнок может поставить совсем не те галочки, которые отражают его действительную сущность. ЕГЭ по воспитанию — нонсенс! Но это не значит, что нужно отказаться от диагностики и оценки воспитательных результатов. Всё, что формулируется в качестве целей, должно быть диагностируемо и оценено, таковы законы педагогических наук.Для отслеживания и оценки воспитательных результатов необходимо привлекать не специалистов «со стороны», что будет обходиться дороже и хлопотнее, а предоставить такую возможность самому учителю — педагогу, который ведёт занятия. Тот, кто воспитывает, тому и оценивать результаты воспитания. Формы, методы и средства измерения воспитанияИзмерять воспитательные результаты необходимо в процессе самого воспитания. То есть организуя именно такие формы деятельности детей, которые позволяют им про- явить те или иные качества личности. Это позволит не терять время на организацию «экзаменов по воспитанию».Наиболее эффективны педагогические ситуации, создаваемые искусственным или естественным путём. Применение любого воспитательного метода несёт диагностическую информацию о воспитанности ученика. Поэтому, применяя методы для воспитания, педагог может одновременно применять их для диагностики воспитательных результатов.Перечислим методы, средства и формы воспитания, которые эффективны для диагностики развития личностных качеств. Методы воспитания: убеждение, пример, приказ, разъяснение, поверье, приучение, упражнение, пожелание, благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрёк, укор, уговор, заповедь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, благословение, запрет, наказание.Народные средства воспитания: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, эпос, сказки и легенды, предания, мифы, самодельные игрушки и т.д.Формы организация воспитания: беседы, дискуссии, дебаты. Ролевые и деловые игры, викторины, конкурсы, соревнования. Исследовательские проекты. Праздники- легендарные, общенародные, тематические. Театрализации. Дискотеки. Походы в кино, театр, концертный зал, на выставку.Экскурсии, путешествия, туристские походы. Поисковые, природоохранные, фольклорные экспедиции. Слёты, сборы. Социальные проекты, социально-моделирующие игры. Экологические, гражданско-патриотические, волонтёрские и другие акции. Трудовые объединения детей и молодёжи, школьное производство..14 Каждое из перечисленных средств, форм и методов обладает своими доминантами по воспитанию тех или иных качеств ученика. Отсюда следует специфика планирования воспитательной работы — через включение в план именно тех мероприятий, которые позволят управлять воспитательным процессом с заданными целями воспитания.Как проводить измерения качества воспитания?Рассмотрим общую структуру педагогического измерения. Измерение — процедура количественного или качественного описания характеристик объекта по определёнными правилам.15.Что измеряется? В нашем случае характеристики объекта — это качества личности ученика, в том числе его ценностные ориентации.Каковы правила измерений? Основное правило — процедура измерения должна состоять из эмпирических операций, позволяющих установить оценки измеряемым характеристикам и представить их в количественной или качественной шкале. Шкала — это средство фиксации результатов измерения путём их упорядочения в числовую систему.Критерии воспитанности — это показатели уровня сформированности различных качеств личности. Критерии воспитанности относятся к внешнему и внутреннему миру ученика.Внешняя форма проявления результатов воспитания: суждения, оценки, поступки, действия.Внутренняя форма: мотивы, убеждения, планы, ориентации, установки, ценности.Методы диагностики воспитанности:_ Наблюдение за поведением воспитанников в различных естественных ситуациях. Наблюдение предполагает заранее настроенные зоны внимания, то есть нужно чётко понимать, зачем именно ведётся наблюдение: за реакцией, высказываниями, мимикой, жестами, интонацией, выбором роли, занятой позицией._ Метод воспитательных ситуаций — создание искусственных ситуаций, в которых воспитанник вынужден в своих действиях проявить уровень сформированности у него определённых качеств.Самая простая и эффективная ситуация — выбора: темы творческой работы, роли в группе, распределение подарков, когда поведение ученика адекватно его внутренней позиции._ Прямые вопросы на воспитательную тематику типа «Что такое честность?», «Зачем нужна нравственность?». Нужно понимать, что ответы ребёнка не имеют прямого отношения к его личностным качествам. Но педагог всегда может почувствовать расхождение в ответе и в реальности. Подобные вопросы также помогают формировать понятийный аппарат ученика, выражать своё мнение._ Специальные вопросы на выявление отношения к конкретным явлениям, фактам, событиям, например: «Почему ты выбрал эту тему творческой работы?», «Какие профессии ты считаешь престижными?». _ Сочинения на темы, связанные с ценностными ориентациями или определёнными группами качеств: «Мой идеал современника», «Как вести себя в незнакомой компании?»._ Психологические и социологические тесты. _ Социометрические методы: опросы, игры, проекты. Социометрия как процесс инициирует социодраму, в которой каждый проявляет свои качества.Результаты диагностики регистрируются путём предоставления количественных эквивалентов выявленным качествам воспитанников.Обработка данных измерения служит для представления полученных данных в форме, удобной для интерпретации, сравнения, выявления результатов измерения. По результатам педагогических измерений производится качественно-количественный анализ результатов воспитания учащихся, последующий мониторинг, разрабатываются образовательные программы, принимаются обоснованные управленческие решения. Можно ли измерить ценности?В психологии существуют различные способы диагностики имеющихся у ученика ценностей. Например, есть методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокич9. Эта методика основана на прямом ранжировании двух заданных списков ценностей по степени их предпочтения. Поскольку существует связь ценностных ориентаций с различными характеристиками личности, данные характеристики могут быть определены. Минус такой методики, как и многих других тестовых психологических методик, — в отсутствии гарантий искренности ответов респондентов. Методики измерения ценностных ориентаций имеются также в социометрии. Например, Джекоб (Якоб) Леви Морено создал социометрическую технику, которая применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений.В педагогике также применяются тесты, но мы считаем, что данная наука располагает собственными средствами измерения воспитательных результатов. Прежде всего, это средства деятельности, в которых результаты воспитанности диагностируются напрямую, через непосредственную деятельность учеников — на уроках, в проектах, в конференциях, олимпиадах, походах, экскурсиях, поездках, в искусственно или естественно создаваемых педагогических ситуациях.Учитель чаще всего использует в ходе занятий методы наблюдения, эмпатии, он просто «чувствует» каждого ученика его сильные и слабые качества. Такая диагностика является практической, учитель здесь как бы применяет сравнение имеющихся у него воспитательных норм с теми, которые проявляют ученики.Речь идёт о применении герменевтического подхода к диагностике и оценке воспитательных результатов. Герменевтическая педагогика — это понимающая педагогика, когда «чувствование» учителя в его совместной деятельности с учеником оказывается более адекватной формой оценки воспитания, чем отчуждённые тесты.16 Да, такое оценивание несёт изрядную долю субъективизма, более того, оно и является по- настоящему субъективным! Но кто сказал, что ученика нужно непременно оценивать объективно? Разве это лучше? Ведь мы ведём речь о личностно-ориентированном образовании, о передаче ученику функций субъекта своего образования. Так почему мы должны уменьшать субъективность и заменять её на обезличенную «объективность», которой на самом деле в вопросах оценки воспитания попросту не существует.Герменевтика (от греч. hermentikos — разъясняющий, истолковывающий) — учение о понимании, которые зародились ещё в Древней Греции и развивалось как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака.17Понимание — процедура осмысления — выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования.Герменевтическая педагогика обращена к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам педагогической деятельности. Понимающий педагог — это человек, обладающий развитой эмпатией, толерантностью, рефлексией, который способен видеть в ученике целое во всем богатстве составляющих его частей и отношений, умеет осмысливать связи и взаимозависимости между поступками и личностными качествами ученика.18Сегодня, когда усилиями управленцев в школы под предлогом объективности насаждаются обезличенные тестовые формы оценки образовательных результатов в виде ЕГЭ, настало время вспомнить о действительных ценностях человеческого образования и о праве ученика и учителя быть субъектами своей деятельности, включая её оценку.С позиций человекосообразного образования осуществление воспитания, как и его оценка, закрепляется преимущественно за педагогом, который данное воспитание и осуществляет.Чтобы субъектная роль педагога была обоснована, ему требуется освоить герменевтическую позицию. Отсюда следует признать актуальной задачу разработки для учителей простого и понятного инструментария, позволяющего диагностировать и оценивать воспитательные результаты учащихся непосредственно во время образовательного процесса. Представители научной школы человекосообразного образования имеют опыт проектирования и применения такого инструментария. Кроме того, необходима специальная система управления организацией процесса воспитательного оценивания в школе.