Публикации Английский язык для дошкольников: так ли он нужен?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Английский язык для дошкольников: так ли он нужен?
Автор: Борзенкова Анастасия Юрьевна

Английский язык для дошкольников: так ли он нужен?Современный мир развивается настолько быстро, такое количество новых технологий появляется чуть ли не каждый день, что иногда не успеваешь учить новые термины и определения. И чаще всего они являются заимствованиями из английского языка. К сожалению, в нашей речи появляется все больше и больше англицизмов, что приводит к еще большему спросу на него. Однако это не всегда является минусом, так как английский язык уже давно прочно вошел в нашу жизнь. Мало того, что он является международным языком, он также требуется для получения хорошей профессии. Отсюда и его популяризация во всем мире, не только в нашей стране. И все больше родителей задумываются о том, что английский язык будет очень необходим их детям, поэтому отдают своих чад в специальные детские сады, репетиторам, языковым школам чуть ли не с самого рождения. Но нужно ли изучать английский язык со столь раннего возраста? И вообще, во сколько лет лучшего всего начинать изучать языки? Разберемся с этим последовательно. Начнем с плюсов изучения английского языка с раннего возраста. Во-первых,  У малышей в дошкольном возрасте способность к усвоению новой информации в несколько раз выше, чем у взрослых. Это период интенсивного познания мира, когда присутствует естественная мотивация к изучению всего нового, поэтому дошкольный возраст – лучший момент для начала знакомства с иностранным языком. Во-вторых, благодаря особой языковой чуткости маленькие дети могут освоить произношение на английском языке без акцента. После 10 лет такая гибкость речевого аппарата утрачивается. В юном возрасте отсутствует психологический барьер перед иностранным языком, нет страха сделать ошибку в речи. Да и темы бесед у дошколят довольно скромные по сравнению со взрослыми, поэтому они гораздо легче начинают общаться на иностранном языке. Юные ученики запоминают целые речевые конструкции, не задумываясь о правильности построения спряжений и склонений. Так же, как в родном языке, они впитывают в себя фонетические и синтаксические особенности речи на интуитивном уровне. Это называется «импритинг» - запечатление в памяти языковой информации, особенная чуткость к речеобразованию, способность к имитации.Более того, в ходе освоения языка идёт всестороннее развитие ребёнка. Помимо навыков общения, изучение английского развивает творческие способности, мышление, память, навыки самостоятельной и коллективной работы. Малыши расширяют кругозор, активный и пассивный словарный запас, который непременно пригодится им в школе.А теперь поговорим о минусах раннего изучения иностранного языка. Самое сложное для маленького ребенка, это пытаться сконцентрироваться на одной теме долгое время и удерживаться внимание. Полноценное обучение, как это бывает у взрослых, им не под силу. Поэтому важно, чтобы занятия по английскому языку были интересными, не слишком длинными и с частой сменой видов деятельности. Более того, дети могут навсегда потерять мотивацию к изучению языка, если это происходит не добровольно, а по принуждению родителей. Для малышей слова о преимуществах во взрослой жизни совсем не понятны и не убедительны. Занятия английским языком должны быть, прежде всего, увлекательной игрой, от которой невозможно оторваться. Не стоит делать из ребёнка вундеркинда, заставляя его ходить на английский, рисование и ещё три кружка. У детей также бывает психическое истощение (выгорание). И если в детстве слишком много от них требовать, то уже к средней школе они станут пассивными и ничего не будут хотеть. К сожалению, данная тенденция только набирает свои обороты в наше время, поэтому слишком раннее обучение может перегрузить мозг малыша, и он будет хуже осваивать и родной, и иностранный языки. Может быть языковая путаница, подмена слов и морфологических конструкций. Малыш может испытывать трудности в освоении чтения и письма. Но не стоит пугаться, с возрастом это проходит, и в мозгу ребёнка дифференцируются два языка. Если вы хотите воспитать билингву, рекомендуется развести языки между двумя родителями или обеспечить ребёнку полноценные сферы применения обоих языков.Однако изучение иностранного языка до школы это скорее преимущество в дальнейшем, но не стоит забывать, что в этом возрасте единственным правильным методом изучения является игра. Игра – основной вид деятельности у дошколят, через неё они познают мир и учатся с ним взаимодействовать. Игровые методики и геймификация процесса обучения – это то, что помогает сделать английский язык увлекательным и не скучным. До семи лет не надо пичкать детей правилами грамматики и чтения на английском. Пусть дети учатся различать английский язык на слух и вести простые беседы на бытовые темы. Правильное произношение, расширение активного и пассивного словарного запаса, основы коммуникации — вот задачи для преподавателей.Последовательность и методичность – залог успешного освоения языка маленькими полиглотами. Уроки не должны быть хаотичными и редкими. Занимайтесь по 30-40 минут по 2 раза в неделю, ведь даже огромные успехи будут забыты, если сделать перерыв на три месяца.Методики раннего обучения детей английскому языкуАссоциативный метод. У дошкольников наглядно-образная память превалирует над логической, поэтому дети хорошо запоминают слова, связывая их с яркими образами в сознании. На эту особенность и опирается ассоциативный метод, где главным является наглядность, образность преподавания. Каждое слово подкрепляется в памяти визуальным образом или физическим действием.Коммуникативный метод. Главный принцип этого метода – общение на изучаемом языке. Он заключается в разговорной практике преподавателя и учеников на различные темы. Малыши изучают какую-то новую тему или играют в увлекательную игру, обсуждая её на английском языке. Таким образом, они многократно повторяют слова и лексические конструкции, надёжно фиксирующиеся в их мозге. Это позволяет овладеть навыками общения на бытовом уровне, научится воспринимать речь на слух.Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL). Состоит в том, что дети изучают новые интересные темы, используя английский язык. Они не просто учат отвлечённые слова, а узнают новые любопытные вещи про животных, строение человеческого тела, основы безопасности поведения, праздники в других странах – и это всё на иностранном языке. Английский выступает средством изучения общеразвивающих программ для ДОУ.Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения. Основа методов – восприятие английской речи на слух. При аудиовизуальном методе запоминание новых слов и языковых конструкций происходит с помощью ярких наглядных образов – изображений, видео, реальных предметов, которые можно подержать. При аудиолингвальном методе дети многократно повторяют песенки, стишки, считалки на английском, что способствует автоматизации речи и развитию слухового восприятия.Метод погружения. Дети смотрят мультфильмы, ситуативные ролики, слушают сказки и песенки, играют в компьютерные игры с голосовым сопровождением на английском. Сюжеты и диалоги откладываются в памяти ребятишек как целые грамматические конструкции, и впоследствии они могут применять их в собственной речи и строить другие предложения по аналогии. Общение малышей с носителем языка также очень приветствуется, ведь с ним придётся общаться на английском, чтобы он их понял.Основное правило раннего обучения дошкольников – не перегрузить и оставить время на игры, свободное время и счастливое детство.