Публикации
Конспект НОД "Какой бывает снег"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД "Какой бывает снег"
Автор: Сиротина Светлана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД "Какой бывает снег"
Автор: Сиротина Светлана Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Новоозерновский детский сад № 32 «Якорек» города Еваптории Республики Крым»Конспектнепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы«Сенсорные эталоны и познавательные действия, экспериментирование»на тему: «Какой бывает снег»провела воспитательСиротина С.А.пгт Новоозерное, 2023Цель: Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах. Задачи:Расширить представления детей о снеге, как природном явлении.Познакомить с понятием «искусственный снег», его применением и производством.Продолжать учить составлять схему превращений.Познакомить со способом изготовления искусственного снега в домашних условиях.Продолжать упражнять в изготовлении тауматропов.Учить делать выводы на основе экспериментирования. Расширять словарный запас: снегопад, вьюга, метель.Развивать любознательность, интерес к экспериментированию.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.Предварительная работа: беседы о зимних явлениях природы, чтение художественной литературы, игры с тауматропами.Материалы и оборудование: презентация «Что такое снег», мультимедийное оборудование, 2 детских подгузника, 5 стаканов воды, емкость для размешивания, влажные салфетки, круги одного размера (по 2 на каждого ребенка), круглые деревянные палочки, клей, карандаши.Индивидуальная работа: развивать умение отвечать полным ответом (Ваня, Полина, Рома Б.)ХодI. Организационный моментВоспитатель приглашает детей в круг:Собрались все дети в круг,Я твой другДети (хором): И я твой другВоспитатель: Дружно за руки возьмемсяДети (хором): И друг другу улыбнемсяВоспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста. Какое сейчас время года? Молодцы, зима. Напомните мне, пожалуйста, зимние явления природы. Что происходит с природой зимой? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а какое ваше самое любимое зимнее явление природы? Я тоже люблю снег. И предлагаю вам о нем поговорить. Согласны? Тогда присаживайтесь на стулья.II. Основная частьДети присаживаются, воспитатель сопровождает беседу презентацией.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое снег? (Ответы детей) Слайд 1Снег — это много, много снежинок. Снег можно увидеть только там, где бывают сильные морозы. Он покрывает землю белым блестящим ковром.Слайд 2А что такое снежинка? (Ответы детей) Снежинка – это тоненькая льдинка, в ней много воздуха, поэтому она очень легкая и медленно падает. По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает.Слайд 3Как же образуются снежинки? (Ответы детей)Из морей и океанов постоянно испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда и летом, и зимой очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Ветер уносит тучу далеко от того места, где испарилась вода из океана, где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки растут, увеличиваются в размерах, обрастая новыми кристаллами. Потом они становятся слишком тяжелыми и начинают падать на землю. Если на земле холодно, мороз, они выпадают в виде снега. А если тепло, то снежинки тают, превращаясь в дождь.Слайд 4Снежинки умеют летать, кружится, падать, таять. А когда падает много снежинок с неба, как называется это явление? Правильно, это явление называется снегопад. Слайд 5А когда снежинки кружатся, ветер их несет, что это за явление? Молодцы, это вьюга или метель.Слайд 6Лучи света отражаются от снежинки и рассеиваются, поэтому снег белый. Снежинки в солнечный морозный день красиво блестят. Ребята, как вы думаете, почему блестят снежинки? (Ответы детей) Это лучи солнца отражаются от них и дают такой блеск.Когда мы идем в морозный день по снегу, он хрустит. А почему снег хрустит? (Ответы детей) Оказывается, тонкие твердые снежинки трутся друг об друга или ломаются пол тяжестью наших ног, а ломается их очень много, поэтому звук становится громким.Слайд 7Как вы думаете, когда и почему снег становится липким? (Ответы детей) Когда на улице холодно, то снег состоит из отдельных снежинок. Свободных друг от друга. А когда становится теплее на улице, снег подтаивает, и снежинки начинают слипаться между собой, поэтому мы можем скатать из снега снежные комочки.Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о снеге. Чтобы не забыть, как он образуется, я предлагаю составить схему превращения. Итак, что происходит сначала? Да, из океана испаряется вода. Как мы можем это записать? Нарисовать воду, стрелочку, пар. Отлично, что дальше? Появляются кристаллики, которые объединяются в снежинки (кристаллик, стрелочка, снежинка). Снежинки объединяются в большую снежную тучу, которую уносит ветер. И когда они становятся тяжелыми, то падают на землю, и мы с вами радуемся снегу (туча, стрелочка, падающие снежинки). Физкультминутка «Зима»Пришла зима (трем ладошки друг о друга)Принесла мороз (пальцами массажируем плечи, предплечья)Пришла зима (трем ладошки друг о друга)Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)Снег (плавные движения ладонями)Сугробы (кулаки стучат по коленям попеременно)Гололед (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)Все на улицу – вперед (обе руки вытянуть вверх)III. ЭкспериментированиеВоспитатель: Молодцы, ребята. К сожалению, снег в Крыму достаточно редкое явление. Что же можно сделать, чтобы порадовать себя? Действительно, можно попытаться сделать искусственный снег. А что это такое и для чего его применяют? Вы знаете?Искусственным снегом покрывают горнолыжные трассы, если настоящего снега мало или совсем не выпал. А еще его используют летом на съемках фильмов про зиму.Слайд 8Искусственный снег вылетает из снежных пушек, которые очень интересно устроены. Под высоким давлением вода подается на форсунки, они распыляют ее так мелко, что превращают в туманность. И вентилятор гонит эту водяную дымку вверх. Другие, водно-воздушные, форсунки выпускают микрольдинки — ядра будущих снежинок. В воздухе эти микрольдинки и туманность встречаются и падают на землю уже снежинками.А как вы думаете, можно сделать искусственный снег дома? Я посмотрела в интернете и нашла несколько способов, как сделать снег в домашних условиях. Попробуем?Нам потребуется детский подгузник и вода. Для начала разрежем подгузник и высыпаем всю начинку в емкость, туда же понемногу добавляем воду и размешиваем, чтобы не было комочков.Такой «снег» красиво выглядит, долго не засыхает, а если засохнет, его можно снова размочить водой. Воспитатель раздает детям ингридиенты. Дети смешивают наполнитель подгузника и воду. Из полученной смеси пробуют снежок, определяют его свойства. Затем вытирают руки влажными салфетками.Воспитатель: Какой вывод, ребята, мы с вами можем сделать? (Ответы детей) 1. Снег из подгузника очень рыхлый и влажный. Лепить из него ничего не получается – можно только копать и делать горки. 2. Искусственный снег можно получить в домашних условиях и из подручных средств. 3. Он не тает, а после высыхания некоторое время держит форму.4. Им можно играть и украшать новогодние поделки. Предлагаю вам украсить нашу елочку искусственным снегом.IV. Подведение итоговВоспитатель: Ребята, я знаю, что вам нравится экспериментировать. Что нового вы узнали сегодня? Что для вас было самым интересным? А что было непонятным? Есть еще несколько способов изготовления искусственного снега в домашних условиях. Мы обязательно их попробуем в следующий раз. А сейчас я предлагаю вам поиграть в снежки.Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И... сломаем (дети «лепят»)(показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)(грозят пальчиком)(«подбрасывают») («ловят») («роняют») (топают)V. РефлексияВоспитатель: А что ещё можно слепить из снега? Конечно, снеговика. Пока у нас нет снега, я предлагаю вам сделать тауматроп со снеговиком. Воспитатель приглашает детей за столы, на которых находятся шаблоны кругов для тауматропа, фломастеры, клей, палочки. Дети рисуют на одном круге снеговика, а на другом снежинки, и склеивают тауматроп.В завершении занятия дети играют с готовыми тауматропами.