Публикации РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Автор: Линенко Татьяна Юрьевна Кожакарь Ларида Суридиновна

Линенко Т.Ю. учитель - дефектолог, МБДОУ детский сад «Белочка» г.п. Федоровский, Сургутский район, ХМАО – Югра, РФКожакарь Л.Сучитель - логопед, МБДОУ детский сад «Белочка» г.п. Федоровский, Сургутский район, ХМАО – Югра, РФРАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют, о том, что в первом полугодии происходит небольшой рост (от 3 слов до 40 к полутора годам), сменяющийся бурным ростом во втором полугодии (1 год 9 месяцев – 118 слов, 2 года – 300 слов).Как формируется речь?Речь находящаяся после двух лет в левом полушарии, это верхушка мыслительной деятельности человека. То есть, все мыслительные и психические процессы должны сформироваться до речи, точнее без них речи не будет в полном объёме. То есть, при любых, даже самых мелких и незначительных нарушениях речи, нарушены будут, в первую очередь, психофизические и когнитивные процессы. Моторика в таких случаях так же нарушена практически всегда, либо имеются какие – то отклонения в сенсорной интеграции. В чем заключается деятельность в доречевой период?Что касается именно ЗРР, то нужно понимать, что диагноза ЗРР на самом деле не существует. По МКБ 10 все нарушения речи рассматриваются как: специфические и неспецифические расстройства развития речи и языка F 80, F 89 и R 47 – 49 симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу. То есть ЗРР это некий собирательный образ в том случае, когда нет возможности продиагностировать и выявить более конкретное нарушение. Но опять же по МКБ 10, мы можем ставить ЗПРР, например. В любом случае, ЗРР не может происходить без нарушений в психическом или физическом развитии. Нужно понимать, на каком уровне физиологически нарушена речь. Существует 5 видов речи: говорение, понимание, письмо, чтение и думание. Или, проще говоря, импрессивная, то есть восприятие и понимание речи и экспрессивная, то есть непосредственно процесс высказывания. И в случаях УО или ЗПР могут быть нарушены все виды речи, степень нарушения зависит от диагноза и индивидуальных особенностей. Есть неговорящие и, следовательно, не читающие дети с УО, но прекрасно понимающие обращенную речь. Есть говорящие дети, не способные к письму и испытывающие трудности в формулировке своих мыслей. Есть дети, которые и не особо говорят, и не особо понимающие речь… все очень индивидуально и зависит от диагноза.Особое внимание обратите на совершаемые, во время диагностирования ребенка, мелкие движения рук. Становление речи тесно связанно с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходную физиологическую основу. Иногда для того чтобы определить, владеет ли ребенок речью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и т.д. Если он выполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаре наверняка есть. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – белобоки») приводят в гармоничное отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. И так, упражнения:
  • Нейромоторика.
  • Комплекс упражнений для рук, направленный на улучшение межполушарного воздействия и повышение уровня когнитивного развития.
  • Различные игры: лего, мозаика, шнуровка молнии, бизи – борды, игры с крупами, сортеры, вкладыши, бусы, пальчиковые краски, сенсорные блоки (массажные мячи), пластилин, су –джок и т.д.
  • Письменные тренажеры.
  • После того, как мелкая моторика рук уже достаточно дифференцирована и рука готова к письму можно начинать работать над графическими навыками. Лучше карандашом (регулируем силу нажима) и не сразу писать буквы, а начинать обводки и штриховки. Как правило, в прописях есть шаблоны, которые ребенок сначала обводит, а уже потом пишем самостоятельно. Мелкую моторику необходимо постоянно совершенствовать.