Публикации
Особенности детской литературы как одного из литературных направлений
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности детской литературы как одного из литературных направлений
Автор: Косякова Екатерина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности детской литературы как одного из литературных направлений
Автор: Косякова Екатерина Александровна
Детская литература является одним из направлений общей литературы, имеющее определенные характеристики. Как и в других направлениях литературы, детская литература может отличаться по форме, по целям автора, по содержанию. Детская литература выделяется в ряду других направлений по читателю для которого эти книги написаны.Детская литература является литературой, непосредственно адресованной детям, которая создается в диалоге с воображением ребенком и настроена на детское мировосприятие. Также можно ориентироваться на следующие дополнительные критерии в определении детской литературы: посвящение ребенку, публикация произведения в детском издании, наличие в тексте обращения к маленькому читателю. Детская литература предназначена для детей до 15-16 лет и осуществляется языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Но в тоже время в сферу детского чтения изначально входили произведения, написанные для взрослых, такие как знаменитые сказки А.С. Пушкина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсона, братьев Гримм, Дж. Свифта. Именно поэтому и возникает «детское чтение».Детская литература имеет те же периоды и направления, что и общий литературный процесс. Но, тем не менее, на развитие детской литературы накладывается отпечаток отношения к детям и педагогические идеи определённого времени, и запросы также самых юных читателей. Детская литература является особенным способом художественного отображения мира. Она по своим функциям и происхождению связана с фольклором, а также мифологической и игровой составляющими. Литературоведы говорят о близости детской и массовой литератур. Роль детской книги в жизни ребенка – это воспитать, дать образование с помощью разных художественных образов, познакомить читателя с взрослым миром, для которого присуще много неизвестных явлений. Если сравнивать с взрослыми, дети только начинают познавать окружающий мир, поэтому детские писатели должны им помочь развить их стремление к познанию. Можно сделать вывод, что детская литература находится между художественным и информативно-познавательным повествованием. Еще одной важной функцией детской литературы является педагогическая функция. Понятие того, чему нужно учить постоянно менялось. Например, раньше в детских книгах упор делался на правила приличия, сейчас в книгах читателя чаще пытаются приобщить к универсальным ценностям человеческой жизни.Книга дает возможность ребенку расширить представления о мире, они знакомятся с природой, вещами и всем тем, что окружает детей. Родители могут формировать читательские вкусы и предпочтения ребенка.Таким образом, детская литература выполняет важную воспитательную функцию в обществе, расширяя горизонты и согласуясь с убеждениями, ценностями и взглядами, существующими в современном обществе.Детская литература с самого начала выполняла дидактическую функцию. Её функции определяют ее важную роль в обществе, а именно развивать детей при помощи художественного слова. Особенностью детской литературы являются отличия в произведениях для детей разного возраста. Литературные произведения, которые создаются для детей, насыщены новой информацией более сложного порядка. Благодаря этому объем произведения увеличивается, усложняются сюжеты, появляются новые темы и используются более сложные литературные приемы. В произведениях детской литературы сюжет должен иметь четко выраженный стержень, вокруг которого выстроено повествование. Сюжет не должен давать резких отступлений. Также детская литература характерна тем, что в повествовании присутствует быстрая смена событий и занимательность рисунка сюжета. Дети должны легко наблюдать, как раскрываются главные герои, их качества. Детей привлекают действия главных героев. Писателям детской литературы необходимо помнить и понимать то, что в своих книгах они не должны поощрять образы отрицательных героев, так как это может послужить началом к зарождению неверных установок на жизнь, а дети впитывают быстро новую информацию.Существуют определенные требования к детской литературе. Одним из них является богатый словарный запас. Детское восприятие готово к точному, эмоциональному, образному, согретому лиризмом литературному языку. О специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает его в период его интенсивного роста среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.Таким образом, детская литература - совокупность письменных произведений и сопровождающих их иллюстраций, созданных с целью развлечения или наставления молодых людей. Жанр охватывает широкий спектр произведений, включая признанную классику мировой литературы, книжки с картинками и легко читаемые рассказы, написанные исключительно для детей, а также сказки, колыбельные, басни, народные песни и другие материалы, передаваемые преимущественно устно.