Публикации «Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности »

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности »
Автор: Базарова Элина Владимировна

Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности »Слайд 1 .Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности » В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова писателя В. Распутина.Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.Слайд 2 Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды музыкальной деятельности дошкольников.Слайд 3В своей работе я неизбежно затрагиваю тему патриотизма и гражданскогосамосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, кродному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа,защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческимсобытиям играют огромную роль в становлении личности ребенка.Слайд 4Цель данного направления в моей работе – воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.Слайд 5Задачи:- учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким,друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.- посредством музыки прививать любовь и привязанность к своей семье,дому, детскому саду. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большоеблаго, все хорошее начинается с родного дома.- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путемприкосновения к истории своей семьи.- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду,где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены наоснове доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым.- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрымделам для семьи, родного дома, детского сада.Слайд 6Принципы:- принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитаниеосуществляется посредством дифференцированного подхода к каждомуребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.- принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.- принцип интегративности – взаимосвязь с различными видамидеятельности.- принцип систематичности и последовательности – такой порядокизучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.- принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильнои доступно детям.- принцип проблемного обучения – дети в процессе музыкальных игр,развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, врезультате чего происходит более прочное усвоение знаний, закреплениенавыков.- принцип компетентности педагога — музыкальный руководитель долженвладеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.- принцип игровой подачи материала — в работе я опора на ведущий вид деятельности — игру.Слайд 7Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такиеинновационные технологии:- личностно – ориентированный подход к детям;- интегрированная система;- здоровьесберегающие технологии;- игровые методы и приемы;- проектная деятельность.Слайд 8Система моей работы представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детскийсад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок сдетства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.Знакомство дошкольников с историей родного города является непростойзадачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить его историю, достопримечательностей. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – село, район, город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений.Слайд 9. Классическое культурное наследие.Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Эта музыка звучит на занятиях ( в разных видах музыкальной деятельности) , на праздниках и развлечениях ( «Музыкальная гостиная», «Осень», «Новый год» , «Рождество» и др). Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.Слайд 10. Фольклор, народная музыка. (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. Принципы работы те же, что описаны выше.Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (ненецкую, армянскую, татарскую, белорусскую музыку). Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги– словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. В своей работе активно применяю на занятиях музыкальное сопровождение - записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даю понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразитьхарактер и настроение русской народной музыки.Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления иобъекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легчедля его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.Слайд 11 Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, «Масленица», «Весенние забавы», «Рождество».Слайд 12Творчество современных композиторов, пишущих для детей. В последнее время появилось огромное количество «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкальных руководителей, которые считают, что писать музыку для детей нетрудно. Такая музыка не имеет художественно-эстетической ценности, и включать ее в репертуар нужно с большой осторожностью. Гораздо большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Слайд 13 Историческое прошлое.Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибшим воинам.Чтобы воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны.Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: « 2 февраля», «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы», «Первый в космосе», «День Российского флага», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.Просмотр видеоролика по теме выступленияИтак, совместное решение задач гражданско-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла