Публикации Методический разбор: «К. Черни – Г. Гермер 50 избранных этюдов ор.261, 821, 599, 139»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический разбор: «К. Черни – Г. Гермер 50 избранных этюдов ор.261, 821, 599, 139»
Автор: Переломова Людмила Степановна

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска«Детская музыкальная школа № 15»Методический разбор: «К. Черни – Г. Гермер 50 избранных этюдов ор.261, 821, 599, 139»Переломова Л.С. преподаватель высшей квалификационной категории2024 город НовосибирскОГЛАВЛЕНИЕ
  • Введение
  • Имя карла Черни (1791-1857) известно широкому кругу музыкантов и любителей, от первоклассников до профессоров. Знакомство с этими этюдами начинается с 5-7 лет. Этюды К. Черни входят в число обязательных произведений учебных программ, технических зачетов.Этюды К. Черни очень целесообразны, полезны, охватывают все виды фортепианной техники. М.С. Лебензон, профессор Н.Г.К. им. М.И. Глинки, называла из «мудрыми». При всей конструктивности, этюды мелодичны, логичны, хорошо запоминаются и часто звучат как пьесы.
  • Место творчества К. Черни в репертуаре пианиста
  • К. Черни написал более 800 опусов этюдов. Есть этюды очень значительные и яркие по художественному содержанию. Этюды ор. 399 «Школа левой руки» включает в себя всего 10 этюдов. Это очень яркие этюды. Этюд № 10 из ор. 399, по существу, прелюдия и фуга cis-moll, - вершина опуса. Фуга отличается драматизмом, прекрасная полифоническая техника. Это произведение украсит репертуар любого пианиста.«Эверестом фортепианной техники» является сборник «Высшая ступень виртуозности» - этюды ор. 834. Они являются очень сложными для исполнения. Например, прототипом Этюда Ф. Шопена ор.10 № 2, является Этюд № 19 из вышеуказанного опуса. Если у Ф. Шопена движение по хроматической гамме идет только в правой руке, то в Этюде К. Черни, не только в правой и в левой, но и двумя руками вместе.Большинству этюдов из ор. 740 К. Черни присуща красота и тонкость. Интерес к творчеству К. Черни возрастает во всем мире. В 2023 году в г. Омске прошел конкурс этюдов К. Черни с целью их популяризации. Во время своего обучения в консерватории, многие студенты играли этюды К. Черни.В педагогическом репертуаре ДМШ и ДШИ значительное место занимают 50 этюдов К. Черни по редакцией Г. Гермера, этюды ор. 299 «Школа беглости» и ор.740 «Искусство беглости пальцев». «Техника – есть умение делать то, что хочется. В узком смысле техника – это всё то, что характеризуется словами «Быстро, четко, с блеском, без всякого напряжения», писал Б. Асафьев.Техника в широком понимании, это техника музыканта исполнителя – умение выразить то, что он хочет выразить.Есть понятия «техническое мастерство» и «виртуозность». Это близкие понятия, но не идентичные. Можно быть мастером в музыкальном исполнительстве и не быть виртуозом, и наоборот.Без сознательного, целенаправленного развития техники невозможно достигнуть хороших результатов в исполнительстве.В данной работе будут рассмотрены 50 избранных фортепианных этюдов К. Черни под ред. Г. Гермера ор.261, 821, 599, 139 (I часть) и 32 избранных этюда (II часть) ор.829,849,335,636.I часть избранных этюдов представляет из себя сборник небольших пьес, преследующих технические задачи для учащихся 1-4 классов ДМШ/ДШИ. Несмотря на относительную легкость этих этюдов, в сборнике в систематическом виде представлены все виды фортепианной техники. Основные принцы данного сборника – принципы постепенности от маленьких упражнений до развитых пьес. Этюды расположены в порядке усложнения. Это касается технических формул, тональности, гармонических и жанровых особенностей. Первые 6 этюдов – короткие упражнения в неподвижных позициях в С-dur. В данном сборнике соблюдаются принцип парности: материал в каждой паре почти одинаков, но один этюд для правой руки, а другой – для левой.Этюды представляют прекрасный материал для гармонического анализа. Первые 15-20 этюд подходят для транспонирования.Техника, беглость пальцев – не просто умение быстро шевелить пальцами, а умение быстро мыслить. Это качество слуха исполнителя. Работа над техникой должна опираться на параллельную работу слуха.
  • Методический разбор 50 избранных фортепианных этюдов К. Черни под ред. Г. Гермера (I часть)
  • Рассмотрим «Азбуку фортепианной техники» - 50 этюдов К. Черни под редакцией Г. Гермера.Этюд № 1 – на пальцевую последовательность со статическим положением руки. Особенно надо обратить внимание на постановку 1 и 5 пальцев. 1 палец ставится на «кончик» обязательно согнутый так, чтобы 1 и 2 пальцы образовывали овал. Следить необходимо за высоким полусогнутым положением 1 пальца, а также за его последней фалангой при подкладывании. 5 палец: последняя фаланга стоит вертикально. Следить, чтобы свод руки был высоким, выпуклым – «купол». Если 1 и 5 пальцы ставятся правильно, то остальные сами ставятся правильно. Следить, чтобы не прогибались, были круглыми.В левой руке аккорды – учиться выделять верхний звук. Диссонансы играть сильнее, здесь D7, разрешение играть тише.Этюд № 2 – аналогичен Этюду № 1 только для левой руки.Этюд № 3 – следить за 5 пальцем и добавить небольшие боковые вращательные кисти.Этюд № 4 – аналогичен Этюду № 3 только для левой руки.Этюд № 5 – обратить внимание на переход из позиции в позицию, необходимо заранее подготовить 1 палец. При остановке на последнем звуке 1 палец мгновенно прикасается к следующей клавише. Свод ладони максимально высокий.Этюд № 6 – аналогичен Этюду № 5 только для левой руки.Этюд № 7 – задачи, аналогичные задачам из этюдов №№ 1,2,5,6.Этюд № 8 – 1)внимание на высокую постановку 1 и 5 пальцев, высокий свод ладони; 2) работать нал разделением, расслоением звучности в терциях, где верхний звук должен быть громче нижнего. Основной «вес» на пальцы, исполняющие верхний голос.Этюд № 9 – задачи, аналогичные задачам из этюдов №№ 3,4.Этюд № 10 – на тремоло. Задачи, аналогичные задачам из этюдов №№ 3,4,8,9. Боковые вращательные движения кисти, высокая постановка 1 и 5 пальцев и расслоение звучности в терциях.Этюд № 11 – этюд на подготовку к исполнению трелей разными пальцами. Рекомендуется играть с акцентом через ноту по две (чередуя акцент), а также по три.Этюд № 12 – этюд на группетто. Высокий, чуть согнутый в последней фаланге 1 палец на первой ноте каждой группы.Этюд № 13 – трудность в левой руке аналогична этюдов №№ 3,4,9. Левая – легато, легко и тихо играем 1 пальцем повторяющийся звук. Разная артикуляция в руках. Правая рука – короткое кистевое стаккато.Эьтюд № 14 – аналогичен этюдам №№ 5,6, но значительно труднее. 1 палец должен быть очень высоким, особенно в тактах 5 и 6. Поворачивать кисть в сторону движения.Этюд № 15 – на гаммообразные пассажи. Работать над техникой подкладывания, поворота 1 пальца. Можно использовать упражнение «змейку» из Артоболевской.Этюд № 16 – задачи, аналогичные задачам из этюда № 15.Этюд № 17 – задачи, аналогичные задачам из этюдов 15,16. Длинные пассажи учить с акцентами. Рекомендации к динамике: при движении вверх играть крещендо, при движении вниз - диминуэндо.Этюд № 18 – на альбертивые басы. Высокий свод, высокое положение 5 и 1 пальцев. Добиваться более легкого движения 1 пальца. Учить разными штрихами и с разными акцентами. Образная сторона – шутливое скерцо. В правой руке трудность – уходим от левой руки на большое расстояние.Этюд № 19 – в этом полифоническом этюде следует обратить внимание на тянущуюся ноту в правой руке, чтобы пунктир в левой не заглушал её. Учитывать разницу в регистрах.Этюд № 20 – этюд на расслоение звучности и легатиссимо мелодической линии. Правая рука – совмещает функцию солиста (ноты со штилями вверх) и аккомпанемента (ноты со штилями вниз). Опора на верхние звуки и легкая игра 1 и 2 пальцев свободная рука!Этюд № 21 – этюд на быстрые фигурации в тесной статической позиции. Необходимо добиваться одинаковой активности всех пальцев учить, высоко поднимая закругленные пальцы, высокий 1 палец.Этюд № 22 – упражнение, как в этюде № 21. Следить, чтобы 5 палец не «падал».Этюд № 23 – этюд на разные виды техники – гаммы, аккорды, арпеджио. Такты 1,3,5 – «собирает» правую руку в арпеджио. «Трудные» 21,22,23,24, такты учить с акцентами.Этюд № 24 этюд на трели. Трудности, аналогичные трудностям и з этюда № 11. Также трудность в переносе руки на октаву.Этюд № 25 – этюд на тесную статическую позицию в левой руке.Этюд № 26 – развивает независимость слабых 3,4,5 пальцев. Следить за активность 4 и 5 пальцев и, чтобы рука не заваливалась на короткий 5 палец. Следить за высоким сводом и почти вертикальными 1 и 5 пальцами.Этюд № 27 – этюд на репетиции. Сменяющиеся 4,3,2,1 пальцы должны играть движением под ладонь. Последняя шестнадцатая первым пальцем играется легко.Этюд № 28 – этюд на гаммообразные последовательности.Этюд № 29 – быстрое и легкое исполнение гамм в пределах октавы. Кисть движется по ходу движения пассажа.Этюд № 30 – этюд труден детям. В аккордах следить за выделением верхнего звука. Трудность в переносе руки на следующее обращение. Пальцы следующего аккорда надо готовить «мысленно» заранее, находясь на предыдущем аккорде.Этюд № 31 – этюд на короткие арпеджио. Следить за «подбиранием» 1 пальца в восходящем движении при высоком своде ладони. Также следить, чтобы 1 палец был на клавиатуре.Этюд № 32 – гаммообразные последовательности, трудны такты 5,6,7,8,15, где правая рука сочетается с альбертиевыми басами, координационная сложность. Учить с акцентами, следить за совмещением сильной доли, добиваться более тихого исполнения в левой руке.Этюд № 33 – написан в жанре полонеза. Обратить внимание на ритмическую пульсацию.Этюд № 34 – этюд на репетиции. Трудности, аналогичные в этюде № 27.Этюд № 35 – быстрое исполнение ломаных арпеджио, характер шутливый. Обратить внимание, чтобы пальцы, исполняющие ломаные арпеджио, были «подготовлены» и находились бы на своих клавишах до начала исполнения арпеджио. В двойных нотах выделить верхний звук, гибкое запястье.Этюд № 36 – этюд на легкое стаккато двойными нотами. Играть надо с поверхности клавиши, не поднимая высоко кисть. Обязательно соблюдать аппликатуру.Этюд № 37 – аналогичен этюду № 33, только здесь характер венгерского танца.Этюд № 38 – трудность в переходе от короткого арпеджио к группетто, а тактах 4 и 12 от короткого арпеджио к длинному. В начале нужно хорошо «поставить» руку закругленный 5 палец, остальные пальцев собираются вокруг него. Уверенный замах на сексту.Этюд № 39 – этюд на разделение звучности и исполнение одной рукой соло и аккомпанемента. Левая рука имеет такие задачи.Этюд № 41 – по мелодическому рисунку аналогичен этюду № 5, но в тактах 1 и 2 другая аппликатура. На ломаных терциях легко подкладывать палец.Этюд № 42 – часто исполняемый этюд. Сочетает в себе гаммы и арпеджио. Трудность – быстро взять аккорд в левой после гаммы.Этюд № 43 – классический этюд на гаммообразные пассажи, смену движения пассажа.Этюд № 44 – этюд на плавную передачу от одной руки к другой. Обратить внимание на мелодическую линию. Руки свободные, не поднимать высоко над клавиатурой.Этюд № 45 – этюд на гаммообразное движение. Обратить внимание на пластичность поворота кисти. Средняя часть – мелодия в правой руке и легкий 1 палец на повторяющихся нотах.Этюд № 46 – сочетание трелей и гаммообразных пассажей. Трудность в такте 9 – координационная. Вторая часть этюда более трудная. Все учить с акцентами.Этюд № 47 – этюд на координацию движений. Учить медленно, слушать и интонировать переход от одной руки к другой. Правую руку играть легко, с «клавиши».Этюд № 48 – трудный этюд на мартелятную технику. Сначала учить каждой рукой отдельно. Правая должна исполняться уверенно, автоматически, тише, чем левая рука. Этюд № 49 – трудность аналогичная в этюде № 44.Этюд № 50 – сочетает легкость, смену движения.
  • 32 избранных фортепианных этюдов К. Черни под ред. Г. Гермера (II часть)
  • Это часть для более подготовленных учащихся 5-7 классов ДМШ/ДШИ, овладевших всеми видами техники из I части.Этюды расположены в порядке возрастания трудности. Принцип парности (правая - леваяже не в двух этюдах, а в одном. Все виды техники здесь в усложненном виде. Пассажи длинные, темпы быстрые. Этюды на гаммы и арпеджио. Этюды №№ 11,12 – движение в унисон, № 27 – с поворотом движения. Этюд № 32 – этюд на короткие и длинные арпеджио.
  • Заключение
  • При прохождении этюдов преподаватель должен постоянно следить за свободой, отсутствием напряжения, за неукоснительным соблюдением аппликатуры, что приведет к «чувству аппликатурной формулы».При качественном исполнении этюды развивают не только технические навыки, но и способствуют формированию художественного вкуса.Методическая литература
  • Бейлина С. В классе профессора В.Х. Разумовской, Ленинград: Музыка, 1982
  • Зайчик Л. Работа над техникой в начальных классах ДМШ, Москва Музыка, 1988
  • Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста, Москва: Музыка, 1969
  • Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
  • Либерман Е. Работа над техникой, М.: Классика-ХХI, 2003
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
  • Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974