Публикации Методы хоровой работы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы хоровой работы
Автор: Чалова Анна Николаевна

Методическая разработка «Методы хоровой работы»Главная цель пения в хоре - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств. Путь такого развития видно только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для того чтобы дети захотели петь, педагогу просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить. Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.Методы хоровой работыОбучение пению начинается с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух – трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во – первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя слушать.Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.По возможности использовать в работе показ видимых движений  - губ, челюстей, языка.Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить, отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не отпускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени мы уделяем на хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах, стоящих перед человечеством!Хоровое пение, как наиболее действенный вид массового музицирования, на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа.Передовые русские музыканты и педагоги: В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Н.А. Римский - Корсаков, П.И. Чайковский, К.Д. Ушинский придавали огромное значение хоровому пению, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся. В настоящее время, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, традиций, проблема формирования гармонически развитого подрастающего поколения становится особенно актуально.