Публикации «Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей»
Автор: Хорошевская Светлана Юрьевна

«Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей»Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.Помощь сказок в воспитательной работеКак много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.«Чтение сказки как вариант общения с родителями».Для того чтобы ребенок внимательно и с удовольствием слушал чтение сказки, лучше всего выбрать время перед сном, когда ребенок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.Чтобы работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, можно привлечь и родителей. Стараться вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детейДля этого можно использовать различные формы работы:- консультации для родителей«Как выбрать полезную сказку для малыша»«Роль сказок в развитии речи ребенка»«Справиться с детским непослушанием помогут сказки»;- показ презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на родительском собрании;- помощь в оснащении группы игровым материалом;- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм.В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки.Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяет формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка. Через сказку дети получают опыт социализации, коммуникативные навыки и межличностные отношения.Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.Для решения данных задач по работе со сказкой можно создать соответствующую предметно-развивающую среду:1. Книжный уголок. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.2. Сюжетные картинки по сказкам. Сочинение сказок по картинкам поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец, использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.3. Настольный театр по сказкам. Постановка кукольного спектакля - это увлекательная игра, а также важный шаг к творческому самовыражению. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора.4. Пальчиковый театр. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.5. Инсценировки по сказкам. Ролевые игры и инсценировки по сказкам очень популярны у детей. Они помогают малышам примерить на себя роль разных персонажей, прочувствовать их эмоции, понять причины тех или иных поступков, способствуют развитию уверенности в себе.6. Настольно-печатные игры по сказкам. Это лото, домино, парные картинки. Дети собирают разрезные картинки по мотивам сказок.Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение в жизни дошкольника.