Публикации
Компетенции педагога проектной деятельности дошкольников.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компетенции педагога проектной деятельности дошкольников.
Автор: Махляйдт Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компетенции педагога проектной деятельности дошкольников.
Автор: Махляйдт Юлия Владимировна
При организации исследовательской деятельности дошкольников за основу принимается любая модель исследования, разработанная и подготовленная педагогами в точке мотивации. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, осуществляемых в определённой последовательности, присутствующих в любой предметной области, в которой оно развивается. Однако, главная цель нашего исследования проявление желания дошкольников самостоятельно стремиться находить и добывать ответы на поставленные вопросы. Именно так рождается первый этап, осуществить который необходимо, называется он - подготовительный. Старт мотивации дошкольников к исследованию.Кратко рассмотрим основные этапы исследовательской деятельности и их содержание:Мотивация исследовательской деятельности дошкольников – возникновение у детей вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту. Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету. Это могут быть презентации, фотоотчёт, которые отражают суть выполненной работы. Определение цели исследования позволяет детям точно представить, что они собираются делать, чего хотят достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена. Выбор объекта исследования определяется реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения получения достоверных результатов. Гипотеза должна быть тесно связана с поставленной целью работы. Как правило, она определяет этапы выполнения работы, позволяет дошкольникам последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными, личными (экспериментальными) данными и логическими соображениями. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели – не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать. Поиск ответов на вопросы и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить ответы нескольких детей на проблему. Выбор методов исследования определяется самостоятельно дошкольниками с их базой развития. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов. Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться, без соблюдения строгих требований выбранных методов. Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, интеллект-карт, чек-листов – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости. В выводах по порядку, мы излагаем результаты работы. При этом происходит доказательство истинности гипотезы. Подготовка отчета о проделанной работе осуществляется в определённой форме. Это могут быть педсоветы, марафоны, метод объединения, где планируется представлять проделанную работу с детьми. На сегодняшний день для того, чтобы вместе с дошкольниками продумать соответствие темы и содержания исследовательской работы заявленной тематике, корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской работы, обозначить ее актуальность, педагогу необходимо:познакомить дошкольников (хотя бы простейшим) методам современных исследований; развивать в них способность получать новые знания и факты; направлять самостоятельно, исследовать тот или иной объект или процесс; самостоятельно стремиться владеть методами исследования. Итак, в нашей группе исследовательская деятельность дошкольников традиционно реализуется в форме практических, творческих, поисковых, экспериментальных и лабораторных работ. Где элементы используются для поиска и проведения самостоятельных домашних наблюдений и экспериментов.С начала учебного года мы используем разные формы организации исследовательской деятельности, применяя технологии дошкольного воспитания Кругловой Л.Ю.. Мы определили точку мотивации в группе место для «стратегии галерея». Дети с любопытством присматриваются к новому предмету, затем, постепенно начинают приносить информацию и вопросы о нём.