Публикации Компетенции педагога проектной деятельности дошкольников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компетенции педагога проектной деятельности дошкольников.
Автор: Махляйдт Юлия Владимировна

При организации исследовательской деятельности дошкольников за основу принимается любая модель исследования, разработанная и подготовленная педагогами в точке мотивации. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, осуществляемых в определённой последовательности, присутствующих в любой предметной области, в которой оно развивается. Однако, главная цель нашего исследования проявление желания дошкольников самостоятельно стремиться находить и добывать ответы на поставленные вопросы. Именно так рождается первый этап, осуществить который необходимо, называется он - подготовительный. Старт мотивации дошкольников к исследованию.Кратко рассмотрим основные этапы исследовательской деятельности и их содержание:
  • Мотивация исследовательской деятельности дошкольников – возникновение у детей вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.
  • Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету. Это могут быть презентации, фотоотчёт, которые отражают суть выполненной работы.
  • Определение цели исследования позволяет детям точно представить, что они собираются делать, чего хотят достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.
  • Выбор объекта исследования определяется реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения получения достоверных результатов.
  • Гипотеза должна быть тесно связана с поставленной целью работы. Как правило, она определяет этапы выполнения работы, позволяет дошкольникам последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными, личными (экспериментальными) данными и логическими соображениями.
  • Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели – не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать.
  • Поиск ответов на вопросы и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить ответы нескольких детей на проблему.
  • Выбор методов исследования определяется самостоятельно дошкольниками с их базой развития. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.
  • Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться, без соблюдения строгих требований выбранных методов.
  • Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, интеллект-карт, чек-листов – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
  • Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
  • В выводах по порядку, мы излагаем результаты работы. При этом происходит доказательство истинности гипотезы.
  • Подготовка отчета о проделанной работе осуществляется в определённой форме. Это могут быть педсоветы, марафоны, метод объединения, где планируется представлять проделанную работу с детьми.
  • На сегодняшний день для того, чтобы вместе с дошкольниками продумать соответствие темы и содержания исследовательской работы заявленной тематике, корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской работы, обозначить ее актуальность, педагогу необходимо:
  • познакомить дошкольников (хотя бы простейшим) методам современных исследований;
  • развивать в них способность получать новые знания и факты;
  • направлять самостоятельно, исследовать тот или иной объект или процесс;
  • самостоятельно стремиться владеть методами исследования.
  • Итак, в нашей группе исследовательская деятельность дошкольников традиционно реализуется в форме практических, творческих, поисковых, экспериментальных и лабораторных работ. Где элементы используются для поиска и проведения самостоятельных домашних наблюдений и экспериментов.С начала учебного года мы используем разные формы организации исследовательской деятельности, применяя технологии дошкольного воспитания Кругловой Л.Ю.. Мы определили точку мотивации в группе место для «стратегии галерея». Дети с любопытством присматриваются к новому предмету, затем, постепенно начинают приносить информацию и вопросы о нём.