Публикации НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
Автор: Жанна Токбергеновна Киштеева

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУАннотация Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно. Постоянная практика проведения нестандартных уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, интеллекту. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями гибко мыслить. Поэтому в школах должен происходить постоянный поиск новых форм по образованию учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Пути реализации этих принципов должны быть творческими, нетрадиционными и эффективными.Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в нетрадиционной обстановке, создающей атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. На них осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участие на уроке учителя. Среди нетрадиционных форм урока можно выделить:1. Урок-соревнование. В основе этого вида уроков лежит соперничество между учениками при ответах на вопросы или выполнение заданий, предложенных учителем. Форма проведения уроков-соревнований самая различная. Это может быть викторина, эстафета, брейн-ринг и другие соревнования, основанные на популярных, знакомых ученикам играх.Сейчас существует множество интернет-ресурсов, которые помогают в создании соревнования в подходящем формате.Например, портал .org позволяет бесплатно создавать множество интерактивного контента, где можно использовать как уже готовые соревновательные задания, подходящие по теме и формату, так и создавать свои проверочные упражнения, тренажеры, игры по разным темам.2. Урок-квест. Технология квеста пользуется огромной популярностью не только среди преподавателей, но и среди школьников, способна пробудить их интерес, ведь целенаправленный поиск обязательно связан с приключением или игрой. Можно организовывать квесты на уроках с целью познакомить учеников со страноведческим материалом, создать условия для развития их творческого потенциала, а также дать им возможность применить свои знания на практике. К примеру, словарный квест (Vocabulary quest) состоит из двух частей: тренировка (rehearsal) и воспроизведение (reproduction). Больше времени, конечно, занимает первая часть, для которой заранее должны быть подготовлены задания для контрольного повторения слов, необходимо их расположить по увеличению сложности, например: «Найти слово», «Расположить слова по алфавиту», «Вставить пропущенные буквы», «Расшифровать слова». Вторая часть предполагает собой воспроизведение английского варианта слов по памяти, опираясь на предложенный русский вариант или картинки.После выполнения каждого задания ученики будут получать инструкции, куда двигаться дальше, чтобы найти следующее задание. Чем лучше они будут справляться с промежуточными упражнениями, тем быстрее смогут найти и выполнить последнее, а также получить свою награду.3. Урок-игра. Эта нетрадиционная форма урока расширяет знания учащихся об обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.4. Урок-экскурсия. Новейшие информационные технологии существенно изменили подход к экскурсиям, возникли новые их виды - виртуальные, интерактивные, онлайн экскурсии. Так, например, можно побывать, даже не выходя из классной комнаты. При чем здесь не придется догадываться о названии и ценности предметов в залах, так как вся информация доступна по одному клику. Виртуальный тур позволит не только «прикоснуться» к культуре и истории другого государства, но и узнать много новых слов-названий предметов, потренировать навыки аудирования.Кроме того, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя могут подготовить презентацию-экскурсию по городам стран изучаемого языка, описывая не только достопримечательности, но и особенности культуры, обычаи и традиции. Важную роль играет умение не только применить знания о культуре другой страны, но и умение рассказать о своем народе, культуре, стране. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.5. Урок-караоке. Петь — это всегда весело и интересно. А петь на английском ещё и полезно для изучения языка. Такая форма урока позволяет потренировать произношение, расширить вокабуляр, и даже подтянуть навык чтения.6. Урок-спектакль. Под словом «спектакль» имеется в виду разыгрывание любой истории, диалога, сказки, которые подойдут по теме урока и будут содержать изученные выражения, грамматические структуры. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.7. Урок – интервью. Это - своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Еда», «В гостях», «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.8. Урок-эссе. Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я».Перед учащимися ставится проблема, они ее анализируют, отстаивают свою позицию, не всегда учащиеся умеют критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме. Трудно научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение на английском языке, поэтому такую форму работы выполняют индивидуально. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.9. Интегрированный урок. В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.Несомненно, используемые традиционные формы и методы ведения урока остаются актуальными, но теперь к ним добавились новые, с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить его качество. Обучить человека на всю жизнь невозможно, но очень важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы, стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение нетрадиционных уроков, использование игр и игровых моментов на уроках.Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учителю быть в курсе тенденций развития педагогической науки, повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор. И, конечно, позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером и путем ориентации его на успех. Это дает возможность усваивать и систематизировать базовые знания по предмету, формировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации становится не только учитель, но и сам ученик.Эффективность учебного процесса часто зависит от умения педагога правильно выстроить урок и сделать его увлекательным, необычным, запоминающимся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность больше мотивировать школьников, развить их креативность.Подводя итог, можно сказать, что методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок–интервью и другие формы занятий. Нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.