Публикации Возможности использования оздоровительных технологий в физическом воспитании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возможности использования оздоровительных технологий в физическом воспитании
Автор: Битюков Валерий Сергеевич

Битюков В. С. Учитель Физической культурыМБОУ СОШ с УИОП №8Возможности использования оздоровительных технологий в физическом воспитании. Главным условием для национального и индивидуального развития служит физическое воспитание. Существует множество проблем, с которыми сталкивается физическое воспитание, и самая важная из них – это его непонимание со стороны общественности в целом и органов образования в частности. Не понимая реальной концепции физического воспитания, люди до сих пор говорят о нем в терминах упражнений, физической подготовки, физической культуры, спорта, гимнастики и т.д. Даже педагоги и администраторы образования, не всегда обращают внимания на возможности физического воспитания. Не принимая во внимание существенный вклад, который физическое воспитание вносит в физическое, умственное, нравственное, социальное и эмоциональное воспитание ребенка; они принимают во внимание только поверхностно один аспект физического воспитания, а именно развитие навыков в играх, спорте и т. д. Как только концепция физического воспитания будет правильно, тщательно и наиболее целесообразно истолкована для людей в целом и руководителям системы образования, другие его проблемы решатся сами собой. Современная теория физического воспитания в его современном понимании шире и значительнее. Без сомнений это способствует укреплению физического здоровья, но помогает и в развитии психического и эмоционального здоровья и социальных качеств, которые очень важны для каждого человека. Оно дает энергию, необходимую всем. Физическое воспитание не ограничивается определенными тренировками и постоянными упражнениями, но подчеркивает важность физической подготовки. Физическое 58 развитие и умственное развитие тесно связаны между собой. Локк подчеркивал: «здоровый дух в здоровом теле – это краткое, но полное описание счастливого состояния в мире». Килпатрик определил его как «способ обучения посредством двигательной активности и связанных с ней переживаний, и его предметом в первую очередь являются способы поведения". Способное и умное руководство во время игр может направлять и помогать детям развить желаемый способ поведения по отношению к своим товарищам по команде, противникам, официальным лицам, зрителям. Помогает в решении проблем, возникающих во время игр, это решение основано на разуме, а не на предрассудках и эмоциях. Согласно модульной комиссии, «физическое воспитание – это не просто упражнения или серия регулируемых упражнений. Оно включает в себя все формы физической активности и игры, которые способствуют развитию тела и ума», – считает Комиссия Котари. «Физическое воспитание способствует не только физическому воспитанию, физической подготовке, но также и физической работоспособности, умственной активности и развитию определенных качеств, таких как настойчивость, командный дух, лидерство, терпимость к дисциплине, подчинение правилам, умеренность в победе и уравновешенность в поражении». Физическое воспитание – это полноценный образовательный процесс, а не просто правильно спланированные и проведенные мероприятия; оно имеет законное право на включение его в общую схему образования. Мотивация к занятиям физическими упражнениями, желанием вести здоровый образ жизни, физически развиваться и совершенствоваться актуальными становятся вопросы о необходимости разработки новых подходов к процессу физического воспитания. Чаще всего изменения в системе физического воспитания проходят с использованием инновационных технологий. Большинство из них призваны решать задачу привлечения молодого поколения к занятиям физической культурой и спортом. Традиционная система организации физического 59 воспитания в вузах нуждается в перестройке, которая даст возможность лучше реализовать ценностный потенциал физкультурно-спортивной активности студентов. Современные процессы в системе физического воспитания диктуются новыми социально-экономического условиями, социальными запросами общества. Осознание нужды изменений в отношении человека к внешним информационным воздействиям, ускорит формирование стимула университетской молодежи к занятиям физическим воспитанием. Хотя в последнее время ученые и направили свои усилия на обновление и отбор путей создания культуры здоровья молодежи, но вопрос внесения инновационных технологий в систему физического воспитания еще ждет своего исследования и усовершенствования. Именно опыт Польских университетов и исследование достижений в этой сфере откроют нам пути совершенствования учебно-воспитательной системы. Совершенствование образования в России нуждается в активном поиске новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовку подрастающей молодежи к жизни в условиях рыночной экономики. «В современных условиях учебно-воспитательный процесс студентов должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – формирование самостоятельной инициативной, творческой и здоровой личности» [1]. Важным также является соблюдение принципа самостоятельности, который, по мнению известного польского педагога В. Оконя, включает постулаты активности и сознания. Ученый считает, что «надо учитывать, как все проявления природной склонности молодежи к самостоятельной деятельности, так и сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся молодежи» [3]. Российский исследователь М. Мусакаев, говоря об улучшении физического воспитания студенческой молодежи, утверждает, что самым важным является блок связей между объектами и субъектами физического 60 воспитания. Так, информационные связи позволяют осуществлять обмен информацией между педагогами и студентами [2]. Сегодня одним из наиболее эффективных каналов такого обмена становятся информационные сайты университетов. В этом контексте считаем целесообразным обратиться к опыту польских университетов. Организуют процесс физического воспитания в стандартных вузах Польши отдельные структурные подразделения – Студиум физического воспитания и спорта – SWFiS (StudiumWychowaniaFizycznego i Sportu), ежегодно готовящие широкий спектр предложений по спортивным, тренировочным и оздоровительным занятиям в пределах занятий по физическому воспитанию для молодого поколения. Занятия по физическому воспитанию проводятся также как спортивные секции при SWFiS Академическим Спортивным Союзом – AZS (AkademickiZwiązekSportowy). В Польских вузах введена интернет-система USOS – Университетская система расчета студентов (UniwersyteckаSystemObsługiStudiów), предоставляющая информацию о занятиях по физическому воспитанию, секциях, спортивных клубах, условиях записи на них, количествах мест в группах, расписаниях занятий, условиях получения зачета или аттестации, новостях и т.д. (только запись в USOS позволяет зачисления семестра по физическому воспитанию) [4]. Создание специальных веб-страниц, объясняющих вопросы основания процесса физического воспитания в вузах повышает качество процесса формирования физической культуры обучающихся. В большинстве инновационных разработках, введенных в стандартных университетах Польши, предлагаются актуальные виды спорта, особенно новые, а иногда и экстремальные, которые очень интересны молодежи. И все это для того, чтобы сделать процесс физического воспитания стройным, оптимальным, плановым и эффективным. Таким образом, внедрение инноваций в организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию позволяет изменить отношение молодого поколения к личному здоровью. 61 Вовлечение обучающихся к занятиям благодаря информационным технологиям, предоставление самостоятельности в этом вопросе ведет к: - появлению творческой активности; - самовыражению; - утверждению достоинства личности. Новейшие технологии в организации учебной и воспитательной работы могут не только повысить эффективность учебного процесса, но и усилить мотивацию к занятиям по физическому воспитанию, вести здоровый образ жизни, физически формироваться и совершенствоваться. Интернет-ресурсы должны быть доступны как обучающемуся, так и педагогу. Эффективность применения такого положительного опыта во многом зависит от активности и желания преподавателей российских вузов использовать многообразие педагогического инструментария, подключать прогрессивные информационные технологии, непрерывно совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Список литературы 1. Горбунов С. А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания / С. А. Горбунов, С. С. Горбунов // Теория и практика физической культуры. – 2010. - № 5. – С. 33-35. 2. Мусакаев М.Б. Инновационные процессы в управлении развитием образовательного учреждения физической культуры / М.Б. Мусакаев // Физкультура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 5. С. 8-12. 3. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. 382 с. 4. StudiumWychowaniaFizycznego i Sportu UW [Электронный ресурс]: – Режим доступу: