Публикации Познавательно-творческий проект в средней группе ДОО «Волшебный мир сказок В. Сутеева»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-творческий проект в средней группе ДОО «Волшебный мир сказок В. Сутеева»
Автор: Кичигина Ирина Алексеевна

Познавательно-творческий проект в средней группе ДОО«Волшебный мир сказок В. Сутеева»Кичигина Ирина Алексеевнавоспитатель, ЧДОУ Детский сад № 48 ОАО «РЖД»АннотацияКак известно, каждый дошкольник по своей натуре — любознательный почемучка, маленький исследователь, поэтому самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам. Все дети любят книги с картинками и первое, на что ребенок обращает внимание при знакомстве с книгой, это картинки. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры.Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. При чтении у ребенка развивается логическое мышление, и он описывает своими словами то, что ему читают.В наше время родители практически перестали читать книги своим детям. Дети считают это скучным и неинтересным занятием, выражают недовольство, когда взрослые пытаются им прочитать детскую литературу, так же как и взрослые предпочитают компьютерные игры, просмотр телевизора, а не заниматься с детьми. Падение интереса к чтению, к книге является фактом сегодняшней жизни.Решение этой проблемы очень актуально, так как чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Чтение формирует идеалы, обогащает внутренний мир дошкольника. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые обороты и средства способствуют развитию выразительности речи ребенка, а также творчества самих детей, повышают степень вовлеченности дошкольника в книжную культуру.Перед педагогами стал вопрос, а хорошо ли то, что в наше время семейные традиции чтения потеряли свой смысл, и как возродить семейную традицию чтения? Из-за недостаточного внимания родителей и детей к книге, а так же для повышения интереса и любви к чтению был разработан познавательно-исследовательский, творческий проект по теме: «Волшебный мир сказок В. Сутеева».Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.Цель: формирование у детей познавательных интересов в области художественной литературы и стремления к преобразовательной деятельности, возрождение традиции семейного чтения; создание условий для формирования у детей познавательных интересов посредством знакомства с творчеством В. Сутеева.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей с произведениями В. Сутеева;2. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует;3. Учить воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности;4. Формировать основы читательской самостоятельности – умение называть произведение (фамилию автора, название произведения, определять жанр и тему).Развивающие:1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. Умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения;2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.Воспитательные:
  • Воспитывать у детей интерес к оформлению книг, работе художника-иллюстратора;
  • Воспитывать у детей нравственные качества, такие, как доброта, отзывчивость, взаимовыручка, чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения;
  • Воспитывать нравственные качества через анализ содержания произведений В. Сутеева;
  • Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению.
  • Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Длительность проекта: краткосрочный.Предполагаемый результат:Дети:- найдут ответы на интересующие их вопросы о произведениях В. Сутеева, расширят свои знания и представления о природе и животном мире;- научатся определять и называть произведение по отрывку;- пополнят словарный запас;- в театрализации дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений;- повысится интерес у детей к классической детской литературе, сказкам.Родители:- должны повысить знания о детской литературе;- будут привлечены к созданию выставки «Книга своими руками»;- больше будут читать сказок в домашних условиях.Педагоги:- получат эмоциональный отклик детей на чтение произведений В. Сутеева;- пополнится развивающая среда в группе.Этапы реализации:Первый этап: подготовительный- подбор художественной литературы; - подбор книг В. Сутеева с иллюстрациями;- подбор мультипликационных фильмов, стихотворений;- подбор наглядно-дидактических пособий, наборов игрушек, масок животных;- обсуждение проекта с родителями, консультация «Кто такой Владимир Григорьевич Сутеев;- составление перспективного плана работы;- анкетирование родителей "Семейное чтение".Второй этап: основной- беседа: «Детский художник – писатель Владимир Сутеев»;- рассматривание иллюстраций В. Сутеева;- чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»;- чтение сказки В. Сутеева «Под грибком»;- пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка»;- рисование по сказке В. Сутеева «Кошка и карандаш»;- рисование по сказке В. Сутеева «Герои из сказки «Цыплёнок и утёнок»;- чтение сказок «Про кляксу», «Про бегемота, который боялся прививок», «Дядя Миша», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка»;- просмотр мультфильмов «Разные колёса», «Мешок яблок»;- раскраска по сказкам «Кораблик» и «Под грибком».Третий этап: заключительный.- выставка рисунков по произведениям В. Сутеева;- выставка «Книги своими руками»;- творческие работы, выполненные совместно родителями с детьми;- выставка книг «Удивительные сказки Владимира Сутеева»;- проведение конкурса загадок по сказкам В. Сутеева;- итоговое мероприятие -театрализация сказки «Под грибом» В. Сутеева».В результате реализации проекта:Дети:- расширили знания и представления о природе и животном мире;- научились определять и называть произведение по отрывку;- пополнили словарный запас;- в театрализованной игре дети научились передавать характерные особенности персонажей произведений;- у детей повысился интерес к детской литературе, сказкам.Родители:- участвовали в создании выставки «Книга своими руками»;- стали совместно с детьми больше читать детских книг в домашних условиях.Педагоги:- получили эмоциональный отклик детей на чтение произведений В. Сутеева;- пополнилась развивающая среда в группе.Выводы:Дети познакомились с В. Сутеевым как писателем и иллюстратором детских книг, научились узнавать на репродукциях работы художника, умеют аргументировано оценивать поступки героев, воспроизводить содержание знакомых произведений, определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Эмоционально откликаются на литературные произведения.Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, речевой деятельности, умения договариваться в процессе работы над проектом, высказывать идеи и предположения.Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгамПерспективы дальнейшего развития проекта:- продолжать знакомить детей с художественной литературой, формировать у них интерес к книге;- принимать активное участие в различных конкурсах и выставках;- увеличение числа участников проекта (музыкальный работник, младший воспитатель, учитель-логопед);- публикации, распространение опыта;- значимость проекта заключается в том, что его разработки могут использоваться с детьми разного возраста.Используемая литература:
  • Владимир Сутеев «Сказки». – М.: Издательство АСТ, 2021. – 192 с. /ил.
  • Владимир Сутеев: Читаем сказки по слогам. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 160 с. /ил.
  • От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. 336 c.
  • Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008 128 с.
  • Сухин И. Г. «50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: АРКТИ, 2002. – 223 с.
  • Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет / авт.- сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.