Публикации Результат работы учителя математики и информатики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Результат работы учителя математики и информатики
Автор: Харитонова Айталина Лазаревна

Описание опыта работы учителя математикиЗнание только тогда знание, когда оно приобретается усилиямисвоей мысли, а не памятью.Л.Н.ТолстойЯ работаю учителем математики. Мною была разработана рабочая программа учебного курса по математике для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по математике. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. У меня, хотя я имею небольшой педагогический стаж, уже сложилась определенная система работы, основанная на традиционной программе. Поэтому пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой. Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели считать, решать уравнения, решать задачи, правильно обращаться с геометрическими фигурами и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.Для того, чтобы быть успешным, ученику необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою деятельность, приоритетами считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. В начале учебного года совместно с психологом лицея в экспериментальном классе была проведена комплексная диагностика сформированности УУД. Ее результаты показали, что у большинства учащихся класса сформированы основные группы УУД, кроме регулятивных УУД, что и стало основой работы с классом. Для этого появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход методологическую основу ФГОС. Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.Я считаю актуальным использовать при внедрении ФГОС второго поколения интерактивные методы обучения. Беря за основу саму сущность «ин» - «обращение к себе», в интерактивном обучении важным выступает метод педагогического влияния (сопровождения) в познавательно – учебной деятельности ребенка за счет заданий, требующих собственных усилий, самостоятельной деятельности, а не формы. Проблема процесса обучения – это взгляд на обучение не только как приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания этого мира разнообразными личностными ресурсами, когда человек сам планирует свою деятельность, выбирает способы активного осуществления своих планов, а не ориентируется только на полученный результат.Знания обесцениваются, если ребенок не владеет методами, способами, средствами познания. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешает определённые ситуации, проблемы в процессе взаимодействия «ученик – информация», «ученик – ситуация», «ученик – знания», «ученик – проблемы», «ученик – ученик», «ученик – группа» и т.д.Например, «Кластер»: информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев), в центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  Этот прием я использую на этапе осмысления нового знания. Но, изучив материалы глубже, я поняла, что едино разовое, непродуманное использование этих приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я стараюсь чаще использовать  на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД. К примеру: «Мозговой штурм», когда  ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование).Также использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций.При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах и группах. В начале учебного года эта работа была практически невозможна, так как учащиеся были не приучены к таким формам работы, не желали работать в парах, не могли организовать взаимодействие в группе. На сегодняшний день работа в группах и в парах дает хорошие результаты. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное  - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников). Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.