Публикации Средства формирования патриотизма у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Средства формирования патриотизма у младших школьников
Автор: Гречкина Анжелика Антоновна

Гречкина Анжелика Антоновна, студентка 3 курса ФГБУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» институт непрерывного педагогического образования колледж педагогического образования, информатики и права, г. Абакан, Республика ХакасияСредства формирования патриотизма у младших школьниковСогласно мнению Козлова С.А., важнейшее средство педагогического воздействия, при формировании у детей патриотических чувств - это наблюдение за окружающей действительностью. Дети видят, как люди трудятся, какие отношения складываются, как оценивается труд людьми, как они выражают уважение к хорошо работающим. Но если при этом педагог сведёт всю работу лишь к организации наблюдений, то в этом случае он очень ограничит круг знаний детей и их представлений, не сможет достичь основной цели, а именно - познакомить детей с особенностями их родного края, пробудив в их сердце интерес к нему, показать жизнь страны, воспитать любовь к своему родному отечеству.Учитывая большую роль эмоций в развитии младших школьников,  требуется сочетать наблюдения и чтение художественных произведений, прослушивание музыки, изучение картин и иллюстраций к художественным книгам.Довольно большое значение для патриотического воспитания имеет активная деятельность детей, поскольку быть патриотом - означает не только знать и любить страну, но также действовать активно для её блага.Педагог может и должен найти для детей вид деятельности, чтобы в итоге ее содержание полностью отвечало задачам патриотического воспитания, а форма была вполне доступна каждому из детей и соответствовала содержанию. С этой целью педагог должен хорошо знать особенности руководства и организации различными видами деятельности, а также уметь сочетать их в рамках единого педагогического процесса, подчинив одной общей цели.Одно из основных средств, применяемых в деле патриотического воспитания, согласно мнению Аронова А.А. - это приобщение детей к осуществлению трудовой деятельности. Любовь к Родине - глубокое чувство, если она выражена и в словах, и в желании и потребности трудиться на благо своего Отечества, бережно относиться к имеющимся богатствам Родины. Очень важно поощрять трудовую деятельность детей, ведь в ее основе - желание сделать что-либо для класса, школы, города.Формирование патриотизма будет проходить более эффективно, если школа сможет установить связь с семьёй. Необходимость подключить семью к патриотическому воспитанию объясняется особенными педагогическими возможностями, которые есть у семьи и которые не может заменить собой школа: любовь к детям. Ознакомление с историей семьи способно вызвать у ребенка положительные эмоции, заставляет сопереживать, относительно внимательно к своим близким, к историческим корням. Взаимодействие с родителями в работе по воспитанию патриотизма, в итоге, способствует достаточно бережному отношению к существующим семейным традициям, сохранению семейных связей.Таким образом, можно выделить некоторые средства формирования патриотизма младших школьников:
  • Образовательные программы: Разработка специальных образовательных программ, основанных на изучении истории, культуры и традиций своей страны, может способствовать формированию патриотических чувств у детей. Одной их таких программ является программа ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) - учебный предмет, включенный  Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента с 1 апреля 2010 года.
  • Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
  • Организация экскурсий, посещение исторических мест и музеев также являются полезными средствами. Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные).
  • Познавательные экскурсии учащихся стали частью учебно-воспитательной системы нашего образовательного учреждения. Педагогический коллектив школы рассматривает их как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с историей и культурой родного края, развивать в детях любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за нее, развивается достоинство личности.Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России.В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции, расширяется кругозор, школьники ощущают себя частью культурного, социального пространства.3. Включение в учебный план национальных символов изображений: Включение национальных символов, гимнов, флагов и гербов в учебный материал помогает младшим школьникам ощутить свою принадлежность к стране и уважение к ее символам.4. Праздники и традиции: Участие в национальных праздниках и традициях помогает младшим школьникам понять культуру и ценности своей страны. Организация праздничных мероприятий и показательных выступлений также могут способствовать формированию патриотических чувств.5. Проведение классных часов «Разговоры о важном».С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов . Это получасовые классные часы, которые проводятся по понедельникам первым уроком во всех российских школах и СПО. Целью этих занятий является формирование у школьников любви к Родине, патриотизма и гордости за свою страну. «Разговоры о важном» проводят в форме диалога преподавателя с учащимися, в ходе которого обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе с акцентом на традициях и особенностях регионов страны. Главная задача учителя — заинтересовать учеников, вовлечь их в обсуждение важных проблем, аргументировано ответить на вопросы детей. Сценарии классных часов включают в себя интерактивные задания, игры, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия школьникам предоставляется возможность высказать свое мнение по интересующим их вопросам. Начиная с 3-го класса, ученики могут выразить свое отношение к теме классного часа в специальной анкете.Большинство тем приурочено к праздничным и памятным датам. Уже были проведены следующие мероприятия: «День знаний», «К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «Избирательная система России (30 лет ЦИК)», «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России» и ряд других.6. Участие в общественных и благотворительных мероприятиях: Вовлечение младших школьников в общественные и благотворительные мероприятия, например, уборку территории или помощь нуждающимся, помогает им развивать чувство ответственности и гражданского долга перед своей страной.7. Работа с примерами героических поступков: Рассказы о героических поступках национальных героев, ветеранов или других людей, которые внесли вклад в развитие страны, способствуют формированию у младших школьников чувства гордости и уважения к своей стране. 8. Торжественное поднятие флагаПатриотическим ритуалом является поднятие флага России и исполнение Государственного гимна. Правительством были приняты специальные меры по обеспечению флагами всех учебных заведений страны. Порядок данного школьного мероприятия регламентируется двумя документами: методическими рекомендациями Министерства просвещения и стандартом церемонии поднятия флага. Во время поднятия флага ученики исполняют гимн.9. Разучивание пословиц, стихов и песен о РодинеПословицы и поговорки отражают традиции народа, поэтому являются важным элементом патриотического воспитания. Они в краткой и емкой форме выражают чувство любви к Отчизне и приобщают детей к истории России. Для этого можно использовать следующие пословицы и поговорки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родной край — сердцу рай», «Одна у человека мать, одна и Родина», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Нет сына без отчизны», «Береги Родину, как зеницу ока», «В своем доме и стены помогают», «И пылинка родной земли — золото». Стихотворения передают поэтическое настроение, связанное с любовью к Родине. В воспитательной работе можно использовать патриотические стихи, написанные известными поэтами: С. Есениным, К. Симоновым, Р.Гамзатовым, В. Боковым, С. Михалковым и многими другими.Детские песни о Родине также необходимо использовать в нравственно-патриотическом воспитании. Среди них: «Россия и я», «Песня для России», «Дети России», «Родина Мать»», «Моя дорогая Россия», «Россию обниму», «Россия Божественный край».Таким образом, средствами патриотического воспитания являются: экскурсии, уроки, внеурочная деятельность, фольклор, практическая деятельность и пр, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творческих способностей, формированию исторического сознания.