Публикации Диагностический материал по выявлению компьютерного мышления младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностический материал по выявлению компьютерного мышления младших школьников
Автор: Мелихова Елизавета Андреевна

Мелихова Елизавета Андреевна, студентка 3 курса ФГБУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» институт непрерывного педагогического образования колледж педагогического образования, информатики и права, г. Абакан, Республика ХакасияДиагностический материал по выявлению компьютерного мышления младших школьниковДиагностический материал для выявления компьютерного мышления у младших школьников может включать в себя методики, направленные на выявление логического, алгоритмического, абстрактного и творческого мышления:1.«Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном)Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию.«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.Обработка результатов.1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень.2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень.3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.2. Методика "Простые аналогии"Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.1. Бежать Кричатьстоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня2. Паровоз Коньвагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня3. Нога Глазасапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос4. Коровы Деревьястадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник5. Малина Математикаягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел6. Рожь Яблоняполе а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья7. Театр Библиотеказритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож8. Пароход Поездпристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы9. Смородина Кастрюляягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар10. Болезнь Телевизорлечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер11. Дом Лестницаэтажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,Порядок исследования.Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
  • «Исключение лишнего» (для детей 6-10 лет)
  • Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.Оборудование:  Карточки (12 шт.) с 4 словами (или с 4 изображениями), одно из которых — лишнее. Для детей 5— 6 лет предлагаются картинки, для детей 7—10 лет — слова.Ребенку предлагают прочитать слова (или посмотреть на эти картинки), одно из которых лишнее и не связано с остальными словами, просит подумать, какое это слово, и назвать его.Каждую карточку с изображением предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа на предыдущее — независимо от того, правильно он ответил или нет.Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют.Помощь взрослого заключается в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал? Ты уверен, что выбрал правильно слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.Анализ результатовКаждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.Выводы об уровне развития:— в норме — 8—10 баллов;— низкий уровень — 5—7 баллов;— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.Обработка и анализ результатов.О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,о хорошем 6-7 ответов,о достаточном - 4-5,о низком - менее чем 5.4. Тест «Выделение существенных признаков понятий» (для детей 7 — 10 лет)Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.Оборудование:  Карточка со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями.Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на первую строчку со словами: главное — «сад» и дополнительные в скобочках. Из них ребенку надо выбрать два самых важных, а затем ответить, без чего не может существовать сад.Все двенадцать сочетаний слов предъявляются ребенку одновременно. Первое словосочетание ребенку читают вслух при инструктировании, при необходимости его можно проанализировать более подробно (особенно с детьми 7—7,5 лет).Затем дети читают слова «про себя» и отвечают вслух.Дети 9—10 лет могут просто подчеркивать нужные слова, не зачитывая их.Анализ результатовЗа каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.Выводы об уровне развития:— в норме — 8—10 баллов;— низкий уровень — 5—7 баллов;— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.Эти методики помогут выявить уровень понимания и работы с информацией, логическое мышление, а также способность анализировать и решать проблемы, что является важной частью компьютерного мышления.