Публикации Методическая разработка «Инновационные формы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Инновационные формы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи».
Автор: Усова Светлана Викторовна

«Инновационные формы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи». «Семья для ребенка - это источник общественного опыта.Здесь он находит примеры для подражанияи здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотимвырастить нравственно здоровое поколение,то должны решать эту проблему «всем миром»:детский сад, семья, общественность»В. А. СухомлинскийСемья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОУ.Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно - образовательной микросреды - единого образовательного пространства развития ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Создание союза трех социальных сил: педагоги – дети – родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.Сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные. Традиционные формы организации общения педагогов и родителейЭто формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т.В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителейСовременные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества: – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;– учет индивидуальности ребенка;– родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка; – укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий; – возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; – возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.Основные принципы работы в рамках новых форм сотрудничества:– открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть, как живет и развивается ребенок); – сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; – создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; – диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Список используемой литературы:1. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом»/авт.-сост. Сертакова Н.М. – Волгоград: пособие издательства «Учитель», с.10, с.25-40.2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с. 3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25–26. 4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с. 5. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с. 6. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С. 74–83. 7. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №9. – С. 35.