Публикации Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Экскурсия по страницам «Конвенции о правах ребенка» (совместная встреча педагогов, детей и родителей)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Экскурсия по страницам «Конвенции о правах ребенка» (совместная встреча педагогов, детей и родителей)
Автор: Артемова Наталья Анатольевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №82»КонспектНОД по социально-коммуникативному развитию«Экскурсия по страницам «Конвенции о правах ребенка»(совместная встреча педагогов, детей и родителей)Подготовила: воспитатель I квалификационной категорииАртемова Н. А.Курск «Экскурсия по страницам «Конвенции о правах ребенка»Цель: правовое просвещение всех участников мероприятия, знакомство с основными правами ребенка.Задачи:образовательные: познакомить с основными статьями «Конвенции ООН о правах ребенка»;способствовать развитию мировоззрения и нравственных представлений, развивать умение рассуждать, делать выводы.Развивающие: развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук, координацию движения рук. Развивать двигательные навыки.Воспитательные: воспитывать гуманность, сочувствие к чужим детям, готовность прийти на защиту их прав;воспитывать тесное общение, сотрудничество между детьми, родителями и педагогами;вызвать эмоциональный отклик на данное мероприятие.Предварительная работа: проведение с детьми познавательных занятий и бесед п ознакомлению с документом «Конвенция о правах ребенка»;чтение художественной литературы и разучивание стихотворений по теме;конкурс рисунков «Дети планеты»;разучивание танца «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!»;подготовка мини-сценки «Буратино и Мальвина».Оборудование: мультимедийное оборудование, записи музыкальных произведений видеозапись мультфильма «Смешарики. Азбука прав», наборы разрезных картинок.Ход встречи.Входят дети, становятся полукругом.Воспитатель: «здравствуйте», это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. «Здравствуйте», на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нем все:1 реб.: и свет улыбки,2 реб.: и радость встречи,3 реб.: и пожелания здоровья,4 реб.: говоря «здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровымВоспитатель: так давайте поприветствуем друг друга, родителей и гостей.Все вместе: здравствуйте! ( дети сели на стульчики )Воспитатель: уважаемые участники нашей встречи, сегодня она посвящена вопросам прав детей. сразу хочу задать вопрос родителя: какими вы хотите видеть своих детей? ( счастливыми, успешными, перспективными, здоровыми и т. д. )Воспитатель: чтобы наши дети выросли именно такими, на страже их прав и интересов стоит «Конвенция ООН о правах по защите прав детей».Реб.: едва на свет появился и приоткрыл свои глаза, Немного миру подивился – ты получил свои права: Права на счастье и улыбки, права на новый светлый день, Права на глупости,ошибки, права на озорных друзей. Права на игры и желанья, права на знания и смех, Права на то, чтоб быть ребенком и отличаться ото всех. Права на улице гулять, права с ровесником играть. Права лечиться, заболев, права заботиться о всех. Но есть один большой урок – во все правах и смыслах их – Ты должен быть самим собой и уважать права другихВоспитатель: мы не просто взрослые, мы старшие друзья детей. Друзья, которых заботит их будущее, судьба. Нам не все равно, какими они будут. И ,конечно, не хотим ни при каких обстоятельствах с ими расставаться.( звучит фрагмент песни«Неразлучные друзья взрослые и дети» )Воспитатель: сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по страницам «Конвенции о правах ребенка» и узнать какие права имеют дети.Вы готовы начать экскурсию. ( да )Ребята, я приглашаю вас встать в круг.( звучит спокойная музыка )Приложите свою руку к сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое счастье жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? ( родителям ) Я думаю, что ваши родители счастливы, что у них есть вы. Родители подарили вам жизнь.Итак, первое право, о котором говорит нам конвенция – это право на жизнь.Когда-то маленький мальчик написал на своем рисунке:Пусть всегда будет солнце,Пусть всегда будет небо,Пусть всегда будет мамаПусть всегда буду я!( на экране появляется картинка «Право на жизнь» ) обратить на нее внимание:Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.( дети не садятся )Воспитатель: отгадайте загадку: и у мамы есть, и папы есть, И у дочки есть, и внучки есть. Чтоб его узнать, надо вслух назвать!Вы догадались, о чем говорится в загадке? ( об имени )Имя дается человеку при рождении. При рождении все дети нашей страны получают документ «Свидетельство о рождении» ( вывести на экран картинку ). В этом документе закреплено права ребенка на имя.А вы знаете, что имя может расти? Сейчас я вам это докажу: это было очень давно, на свет родилась девочка и звали ее ласково Наташенька. Девочка подросла и пошла в детский сад. Потом в школу и стали ее звать Наташа. Сейчас она уже взрослая, работает в детском саду и все называют ее Наталья Анатольевна. Вы догадались о ком я говорю? Конечно, я говорю о себе. Вы растете имена ваши тоже растут вместе с вами. Когда ребенок становится взрослым, к нему обращаются по имени отчеству. Кто дарит отчество ребенку ?( папа )Запомните, любого человека можно или обидеть, если неправильно назвать его имя.Воспитатель: ребята, вы много узнали об имени, предлагаю немного поиграть Дети стоят в кругу:Вот как много стало рук – дети вытягивают руки ладонями вниз.Чьи же руки, подскажите – дети поочередно называют имена.И ладошки покажите – дети переворачивают руки ладонями вверх.А теперь за руки взялись и по кругу пробежались – берутся за руки и бегут по кругу.Сделали поуже круг, крышу сделали из рук – останавливаются. Поворачиваются лицом в круг. Соединяют руки над головой.Получился дом имен – берутсязаруки, делают круг шире.В этом доме мы живем – не расцепляя. Поднимают руки вверх.Ребята, мы с вами говорили об имени. ( на экране право на имя )Запомните: каждый ребенок имеет право на имя!( дети сели )Воспитатель: продолжаем нашу экскурсию. А чтобы узнать о каком праве идет речь на следующей странице, нам необходимо разгадать ребус.На экран семь букв Я. Что это может означать, какое слово здесь зашифровано? ( дети – семья )( на экране картинка семьи )Каждый ребенок имеет право на семью ( картинка на экране – право на семью )А что такое семья? 9( дети, семья – это близкие люди: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка )Как вы думаете, зачем люди создают семью? ( дети: чтобы вместе жить, растить и учить детей. заботиться друг о друге. Любить друг друга).Реб.: я люблю свою семью: Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю. И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю Имеют право на семью!Воспитатель: уважаемые родители, предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о семье. Я начну фразу, вы продолжите:Не нужен клад, когда в семье….лад.Согласная семья самая…..счастливая.Семья сильна, когда над ней….крыша одна.Где любовь да совет, там и ….горя нет.В хорошей семье хорошие…..дети растут.В родной семье и каша….гуще.В гостях хорошо, а дома….лучше.Воспитатель: ребята, семья является опорой для каждого извас. Это маленький островок безопасности, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят к вам на помощь. Хочется, чтобы вы тоже любили и ценили своих близких, заботились о них.Воспитатель: Пальчиковая игра. «Моя семья»− Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем. А сделаем мы это так, встаньте возле стульчиков:Раз, два, три, четыре, пять!      (хлопают в ладоши)Вышли пальчики гулять.          (шевелят всеми пальцами)Этот пальчик, он большой,      (показывают два больших пальца)Значит, это – папа мой.Чуть поменьше – это мама,     (машут указательными пальцами)Нам показывает прямо.Ну, а это – старший брат,          (держат прямо средние пальцы)Скоро будет он солдат!Этот пальчик для колечка,       (машут безымянными пальцами)В нем сестрёнкино сердечко.Самый маленький, друзья,       (мизинцами показывают на себя)Догадались кто? Да, – я!Вот и вся моя семья!             (хлопают в ладоши)( дети сели )Воспитатель: а мы продолжаем нашу экскурсию. Отгадав название сказки, мы узнаем о следующем праве. Внимание на экран: посмотрите и скажите, как называется сказка, фрагмент которой вы видите?Дети: «Заюшкина избушка».Воспитатель: что произошло в этой сказке?Дети: у зайца избушка лубяная, у лисы – ледяная. Весной и Лисы избушка растаяла, она и выгнала Зайца.Воспитатель: ребята, правильно она поступила?Воспитатель: должны все знать о том: У каждого быть должен дом! Правило все должны соблюдать: Чужое жилище не заниматьРеб.: сказка учит нас, друзья,Жить без домика нельзя. Лисе, зайцу, поросенку,Даже глупомумышонку.Ох, как нужно нам оноЭто право на жилье. ( появляется картинка – право на жилье )Воспитатель: ребята, в вашей жизни скоро произойдет важное событие – вы пойдете в школу. Научитесь читать, писать, решать задачи. Перед вами фрагмент сказки ( на экране фрагменты сказки «Приключения Буратино» )- Как называется сказка? ( «Приключения Буратино» )- Какую книгу подарил папа Карло Буратино? ( азбуку )- Для чего нужна азбука? ( чтобы учить буквы )- Правильно, папа Карло подарил Буратино азбуку, чтобы он учился в школе.Сегодня герои этой сказки у нас в гостях.( выходят Буратино и Мальвина )Давайте посмотрим и узнаем, о каком праве говорится на следующей Конвенции.Инсценировка отрывка сказки “Буратино” Под музыку «Приключения Буратино» заходят Буратино и Мальвина.Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.Буратино (хитро подмигивая). Врете, ни одного.Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?Буратино: Два!Мальвина:Подумайте хорошенько.Буратино (сморщился) Два!Мальвина (изумленно) Почему?Буратино: Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.Буратино: Диктант, а это как?Мальвина: Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. Мальвина: (всплеснула руками):- Вы противный мальчишка не хотите учиться,Вам бы только паясничать и веселиться,Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,Вас учить и учить. Воспитатель:– Ребята скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы.( на экране картинка – Право на образование )( на экране – картинка Айболита )Воспитатель:Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.Приходи к нему лечитьсяМаша, Петя и Серёжка,Всех излечит, исцелятДобрый доктор Айболит! Ведущая звонит по телефону:«Приезжайте, доктор, В детский сад скорей И спасите, доктор, Наших малышей!Слышен голос Айболита:- Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу.В зал заходит Айболит:- «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»- Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?А вы знаете, что помогут апельсины.Ну, а лучше есть лимон,Хоть и очень кислый он.У кого болит животик?Есть такие вирусы,Вирусы-вредилусы.Попадут ребёнку в рот –Заболит от них живот.Вот какие вирусы,Вирусы-вредилусы!(И. Обыдённый)Айболит: Вот послушайте и отгадайте загадки:1.Зеленая толстухаНадела уйму юбок,Стоит теперь на грядкеКак балерина в пачке. (Капуста)2.За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь – очень гладкая,На вкус – как сахар сладкая.(Морковь)3.Вверху зелено, внизу красно,В землю вросло. (Свекла)4.Он никогда и никогоНе обижал на свете.Чего же плачут от негоИ взрослые и дети? (Лук)Айболит: Дети, про что наши загадки?(овощи)- Правильно ребята, ешьте витамины и никогда не болейте! А сейчас ребята, мы с вами встаём и поиграем.Игра:Мы ногами топ, топ Мы руками хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, всталиСловно ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу)Будто мой упругий мяч Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)Вот и кончилась игра.Воспитатель: А что же нам нужно сделать, если вдруг заболели? Дети: Обратиться к врачу.Воспитатель: Правильно. И врачи окажут нам медицинскую помощь.Айболит: Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.( на экране картинка – Право на медицинскую помощь ) Айболит прощается, уходит. Дети стоят в кругу.Воспитатель: ребята предлагаю вам игру «Разрешается, запрещается». Я вам буду называть правило или нарушение, а вы будете отвечать разрешается или запрещается.№ 1.Петь, рисовать и танцевать.Уроки в школе посещать,Свои таланты развивать -Это…..(разрешается)№ 2.Посмотри на этот знак:Человек поднял флаг,Выражает свое мнение -Это …..(разрешается) № 3.Эта грань обозначает:Мать с ребенком разлучают -Это…..(запрещается)№ 4.Здесь ремень вокруг дитя,Как лента, извивается,Бить, наказывать - всегда …….(Запрещается!)№ 5.Вот ребенок груз несет,Тащит, надрывается,В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)№ 6.Этот черный человекПред белым преклоняется.Быть над слабым господином Строго ….(запрещается!)Воспитатель: молодцы ребята, справились с этим заданием. А сейчас я вас приглашаю пройти к столам, разделиться на две команды и собрать разрезные картинки. В этом вам помогут родители. Родители вместе с детьми собирают картинки. Дети отвечают на вопросы воспитателя:- ребята, сюжеты каких сказок вы собрали?- а как вы думаете, что объединяет все эти сказки, что потеряли герои этих сказок? ( дети – права ). Приглашаю вас вернуться на свои места.Воспитатель: предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики. Азбука прав». Просмотр мультфильма.Воспитатель: ребята, родители гости, сегодня мы с вами говорили на очень важную тему «Права ребенка» ( на экране слова Ф. М. Достоевского : Счастье всего мира не стоит слезы невинного ребенка» )- каждый ребенок имеет право на жизнь. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых. Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.- желаю вам, ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались и чтобы у каждого из вас была дружная и счастливая семья.- уважаемые родители, коллеги к вам я хочу обратиться словами В. Г. Белинского: «На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Так давайте же будем делать наших детей людьми…»Воспитатель: в завершении нашей встречи, я хочу вручить подарки. Ребята, для вас я приготовила закладки для ваших любимых книг, на которых изображены права ребенка. Уважаемые родители, коллеги для вас буклеты с интересной и полезной информацией по данной теме.( вручение подарков )Воспитатель: ребята для вас тоже приготовили музыкальный подарок танец «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!»( на экран выводятся поочередно детские рисунки, фотографии детей и т. д .)