Публикации Рабочая программа"Юный художник"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа"Юный художник"
Автор: Ивлиева Ольга Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №7» г.о. СаранскДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)« Юные художники»Возраст детей: 3-7 летСрок реализации: 4 годСоставитель:Ивлиева О. С.Саранск 2022-2025СОДЕРЖАНИЕПАСПОРТ ПРОГРАММЫПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1. Направленность программы. Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс.Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.Программа содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования и носит художественно-эстетическую направленность.2. Новизна программы. Новизной программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего дошкольного возраста. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.3. Актуальность программы. Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, очень важно применение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, задач художественно-творческого развития детей. 4. Отличительные особенности программы. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.5. Педагогическая целесообразность программы. 6. Цель программы.Развивать у детей 3-7 лет творческие способности средствами нетрадиционного рисования.7. Задачи программы. 1. Образовательные (обучающие)Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.2. Развивающие:Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.3. Воспитательные:Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.8. Возраст детей.От 3 до 7лет.9. Срок реализации.Сроки реализации тематического плана: составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года10. Формы и режим занятий.11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует: развитию мелкой моторики рук; обострению тактильного восприятия; улучшению цветовосприятия; концентрации внимания; повышению уровня воображения и самооценки; расширение и обогащение художественного опыта; формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; формированию навыка трудовой деятельности; активности и самостоятельности детей в изодеятельности; умению находить новые способы для художественного изображения; умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.12. Формы подведения итогов:
  • Проведение выставок детских работ.
  • Проведение открытого мероприятия.
  • Проведение мастер-класса среди педагогов.
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНВторая младшая группа 3-4 года УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Средняя группа 4-5 лет УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Старшая группа 5-6 лет УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Подготовительная группа 6-7 летСодержание изучаемого курсаКалендарно-тематическое планирование для детей 3-4 лет Календарно-тематическое планирование для детей 4-5 летКалендарно-тематическое планирование ля детей 5-6 лет Календарно-тематическое планирование и для детей 6-7 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫФормы занятий Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).Занятия проходят в игровой форме. Для проведения занятия отбирается наиболее эффективные игры, упражнения, методические приемы.Разные виды деятельности на занятии быстро сменяют друг друга. В результате, ребенок не переутомляется и сохраняет внимание на протяжении всего занятия.Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, печатка, экспериментирование.Приемы и методы организации.1. Создание игровой ситуации.2. Показ воспитателя.3. Использование движения руки.4. Сравнение двух техник.5. Проговаривание последовательности работы.6. Педагогическая диагностика.Дидактический материал.- беседы и знакомство с художественной литературой; - рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок, слайдов; - упражнения и игры; - использование дидактических игр.При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.Техническое оснащение занятий.Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Работа кружка «Юные Художники» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа - место для выставки детских работ-подставки под кисти; кисти.-стаканы для воды; -матерчатые салфетки; -коктельные трубочки; -наборы разнофактурной бумаги; -печатки из различных материалов; -простые карандаши, -акварельные краски, гуашь;Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: парта детская стул детский демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы для педагогов1. Акуненок, Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования / Т. С. Акуненок // Дошкольное образование. – 2010. – №18. – С. ..-…  2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.  3.С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования / Г. Н. Давыдова. – Часть 1. – М. : Скрипторий, 2013. – 20 с5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность : обучение детей техническим навыкам и умениям. 2006 – …75 с.6. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – Москва. 2007. – …25 с.7. Лебедева, Е. Н. Books Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] / Е. Н. Лебедева. – Режим доступа : http:// www.pedlib.ru/ /6/0297/6_0297-32.shtml8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2010. – …48 с.9. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т. А. Цквитария. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 56с.10. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко. – Москва. 2003. – 63 с.Список литературы для детей1.Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 20032. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. 4.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 Физкультминутки для детей 3-4лет «Зайка серенький сидит…»Зайка серенький сидитИ ушами шевелит.(Дети показывают «ушки» зайца руками.)Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть,(Показывают: холодно, и трут ладонями рук друг о друга.)Зайке холодно стоять,(Встают, показывают, что холодно.)Надо зайке поскакать.(Скачут.)Кто-то зайку напугал –Зайка – прыг – и убежал.(Разбегаются.)                                                      «Зайка»Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,Лапкой, лапкой постучи, постучи.( Прыжки на двух ногах, поджав руки к груди)Ты на травку упади, упади,Полежи и отдохни, отдохни. (Присесть на корточки – отдохнуть)Отдохнул, теперь вставай,Прыгать снова начинай! ( Снова прыжки на двух ножках)«Большой — маленький»Сначала буду маленьким,К  коленочкам прижмусь.Потом я вырасту большим,До лампы   дотянусь.(Дети выполняют движения по тексту стихотворения.) «По ровненькой дорожке»По ровненькой дорожке,(Дети идут шагом,)По ровненькой дорожкеШагают наши ножки,Раз-два, раз-два,По камешкам, по камешкам,           ( Прыгают на двух ногах,)По камешкам, по камешкам...В яму — бух!(Приседают на корточк)«Раз-два»Мы становимся все выше,Достаем руками крыши.Раз-два — поднялись,Раз-два — руки вниз.          «Поехали…»На лошадке, на лошадкеПокататься я хочу.(Ходьба высоко поднимая колени.)Сяду, сяду на лошадку,На лошадке поскачу!(Присесть и снова встать.)Цок, цок, цок, цок.(«Скачем» на лошадке.)На лошадке ехали,До угла доехали.(Ходьба.)Сели на машину,Налили бензина,(Встать и «взяться» за руль.)Машина, машинаЕдет, гудит,В машине, в машинеШофер сидит.(«Едем» на машине и «сигналим».)Приехали!(Остановились.)«Загудел паровоз..»Загудел паровоз и вагончики повез.Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко их укачу.(Дети встают и читают первую строчку. Потом кладут руки на плечи (пояс) впереди стоящему. Произнося слова начинают движение по залу сначала медленно ,а затем убыстряясь.) «Руки подняли и покачали…»Руки подняли и покачали(Качаем поднятыми вверх руками.)Это деревья в лесу.(Плавно опускаем руки вниз.)Локти согнули, кисти встряхнули –(Встряхивание  кистей рук.)Ветер сбивает росу.(Машем руками перед собой.)Плавно руками помашемЭто к нам птицы летят.(Руки в сторону – помахать, имитируя взмах крыльев.)Как они сядут, тоже покажем,(Приседания.)Крылья сложили назад.(Присесть на корточки и сложить руки за спиной.)«Как у наших у зверят…»Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)Ножки весело стучат:Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)А устали ножки, хлопают ладошки:Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)А потом вприсядочку (Приседания.)Пляшут звери рядышком.А как пустятся бежать – (Бег на месте или по залу.)Никому их не догнать.«Выпал беленький снежок…»(Дети стоят в кругу, держась за руки.)Выпал беленький снежок,(Дети топают ногами.)Собираемся в кружок.Мы потопаем, мы потопаем!Будем весело плясать,Будем ручки согревать.Мы похлопаем, мы похлопаем!(Хлопают в ладоши.)«Льется чистая водица..»(Слова текста сопровождаются действиями.)Льется чистая водицаМы умеем сами мыться.Порошок зубной берем,Крепко щеткой зубы трем.Моем шею, моем уши,После вытремся посуше.Голову чуть-чуть налево,Голову чуть-чуть направо.Голову  опустим внизИ тихонечко садись. «Колобок»Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо.)Доставала из печи(Руки вверх, в стороны, вниз.)Ни пирог, ни калачи,(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)Как поставила на стол,(Приседания.)Он от бабушки ушел.(Прыжки.)Кто же бегает без ног?(Хлопки в ладоши.)Это желтый колобок!                                                           «Солнце»Солнце вышло из-за тучки,Мы протянем к солнцу ручки.(Потягивания – руки вверх.)Руки в стороны потомМы пошире разведем.(Потягивания – руки в стороны.)Мы закончили разминку.Отдыхайте, ручки, спинка.«Горошина»По дороге Петя шел,(Ходьба по залу.)Он горошину нашел,(Упор присев, встать.)А горошина упала,(Поворот туловища в сторону, руки в стороны.)Покатилась и пропала.(Продолжаем поворот в другую сторону.)Ох, ох, ох, ох!Где-то вырастет горох.(Качаем головой вправо и влево, руки согнуты в локтях.)  «Клен»Ветер тихо клен качает,Влево, вправо наклоняет.Раз — наклонИ два наклон.Зашумел листвою клен.(Руки подняты вверх, движени ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 2 Физкультминутки для детей 4-5лет «Котята»Все котятки мыли лапки:Вот так, вот так!Мыли ушки, мыли брюшки:Вот так, вот так!А потом они устали,Сладко, сладко засыпали:Вот так, вот так! «Вороны»Вот под елочкой зеленой(встать)Скачут весело вороны:(попрыгать)Кар-кар-кар!(хлопать над головой в ладоши)Целый день они кричали,(повороты туловища влево-вправо)Спать ребятам не давали:(наклоны туловища влево-вправо)Кар-кар-кар!(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)Только к ночи умолкают(махать руками как крыльями)И все вместе засыпают:(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)Кар-кар-кар!    (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши) «Самолеты»Самолеты загудели(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),Самолеты полетели(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),На полянку тихо сели(присесть, руки к коленям),Да и снова полетели.       «Теплоход»От зеленого причалаОттолкнулся пароход.Раз – два, раз – дваОн назад шагнул сначалаРаз – два, раз – дваА потом шагнул вперед,Раз – два, раз – два.И поплыл, поплыл по речке,Набирая полный ход.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 3 Физкультминутки для детей 5-6 лет «Стойкий оловянный солдатик»Наклонитесь все вперед,А потом наоборот.Влево, вправо наклонитесь,Наклоняйтесь, не ленитесь!На одной ноге  постой-ка,Будто ты солдатик стойкий.Руки ты прижми к груди,Да смотри, не упади!Руки вверх, руки  в  бок,И на месте- скок, скок, скок!Носом вдох, а выдох ртом.Дышим глубже, а потом…Марш на место не спеша. «Гусак-физкультурник»Наш гусак встает на зорьке,(дети потягиваются, руки за голову)Он к реке сбегает с горки.Он гусиную зарядку (маршируют)Любит делать по порядку.Для начала — бег на месте, (бегут на месте)Крылья врозь, а лапки вместе.(разводят руки в стороны)Упражнения для шеи,(движения головой вниз, вперед, назад)Чтоб росла еще длиннее,Тренировка для хвоста, (приседают)А потом — бултых с моста. (прыгают вперед)Он плывет на середину,(плавно раздвигает руки)Чистит лапки, моет спину.(отводят руки за спину)Крикнул селезень: кряк — кряк!Физкультурник наш гусак! «Аист»Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу.Аист отвечает:Топай правою ногой,Топай левою ногойСнова – правою ногой,Снова – левою ногой.После – правою ногой,После – левою ногой.Вот тогда придешь домой. «Мартышки»(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)Мы - веселые мартышки,Мы играем громко слишком.Все ногами топаем,Все руками хлопаем,Надуваем щечки,Скачем на носочках.Дружно прыгнем к потолку,Пальчик поднесем к вискуИ друг другу дажеЯзычки покажем!Шире рот откроем ,Гримасы все состроим.Как скажу я слово три,Все с гримасами замри.Раз, два, три!ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 4 Физкультминутки для детей 6-7 лет «Слон»В зоопарке ходит слон,Уши, хобот, серый он. (наклоны головы в стороны)Головой своей кивает, (наклоны головы вперед)Будто в гости приглашает. (голову прямо)Раз, два, три — вперёд наклон,Раз, два, три — теперь назад.(наклоны вперёд, назад)Головой качает слон —Он зарядку делать рад.(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка. (дети садятся) «Ракета».А  сейчас  мы  с  вами,  дети,Улетаем  на  ракете.На  носки  приподнимись,А  потом  руки  вниз.Раз,  два,(Стойка  на носках,  руки  вверх, ладоши  образуют «купол  ракеты»)Три,  четыре –(Основная  стойка)Вот  летит  ракета  ввысь! «Луна»В небе плавает луна. (плавные покачивания влево и вправо)В облака зашла она.Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)Можем мы луну достать.(руки вверх)Шесть, семь, восемь, девять, десять — (хлопки над головой)И пониже перевесить. (руки вниз)Десять, девять, восемь, семь –(ходьба на месте)Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся) «Вместе по лесу идём»Вместе по лесу идём,Не спешим, не отстаём.Вот выходим мы на луг.(ходьба на месте)Тысяча цветов вокруг!(потягивания — руки в стороны)Вот ромашка, василёк,Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковёрИ направо и налево.(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)К небу ручки протянули,Позвоночник растянули.(потягивания — руки вверх)Отдохнуть мы все успелиИ на место снова сели.(дети садятся)