Публикации
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Автор: Альбина Ралифовна Маннанова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Автор: Альбина Ралифовна Маннанова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.В современном стремительно меняющемся мире особо востребованы нестандартное мышление и креативный подход к решению проблем. Мы стремимся воспитать наших детей любознательными, активными, сообразительными и способными самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Эта задача во многом зависит от нас, поэтому основная цель современного педагога заключается не в том, чтобы снабдить ребенка готовыми знаниями, а в том, чтобы научить его добывать эти знания самостоятельно из окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в области "Познавательное развитие" устанавливает следующие задачи: Развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации; * Формирование познавательных действий; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и взаимосвязях. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития познавательной активности: дети проявляют любознательность, задают множество вопросов, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно объяснить различные явления и стремятся к активному взаимодействию с окружающим миром. Наша задача - поддерживать этот неподдельный интерес, помогать ребенку формулировать свои вопросы и создавать благоприятные условия для развития его эмоциональных, социальных и интеллектуальных качеств, таких как целенаправленность, инициативность и самостоятельность. Актуальность этих задач обусловила внедрение новых форм и методов обучения дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается экспериментирование. Экспериментально-исследовательская деятельность является ключом к развитию познавательных способностей и важнейшим видом поисковой активности. Её суть заключается в создании условий для самостоятельного приобретения ребенком новых знаний путем практического взаимодействия с окружающим миром. Идея использования экспериментального метода в обучении детей поддерживалась выдающимися педагогами прошлого, такими как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский. В настоящее время детское экспериментирование широко освещается в работах современных ученых, таких как Н.Н. Поддъяков, О. Дыбина и О. Афанасьева. Экспериментальная деятельность способствует развитию у дошкольников: Любознательности и интереса к познанию окружающего мира; Способности наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; Творческого воображения и фантазии; Мелкой моторики и сенсорных способностей; Коммуникативных навыков и умения работать в команде; Внимания, памяти и саморегуляции. Для того чтобы экспериментирование было максимально эффективным, необходимо соблюдать определенные условия:Обеспечение безопасности детей и соответствие опытов их возрастным особенностям; Соответствие материалов и оборудования тематике и целям эксперимента; Наглядность и доступность проведения опытов; Активное участие ребенка в постановке цели, подборе материалов и проведении эксперимента, а также в анализе полученных результатов; Создание эмоционально благоприятной атмосферы для экспериментирования и поощрение инициативы детей. Экспериментирование в образовательной деятельности дошкольников может быть реализовано в различных формах: Организованные эксперименты, проводимые под руководством воспитателя по заранее подготовленному плану; Свободные эксперименты, которые дети могут проводить самостоятельно по собственной инициативе, используя материалы, имеющиеся в окружающей среде; Экспериментирование в повседневной жизни, когда ребенок получает возможность исследовать и познавать мир во время обычных действий, таких как игры, прогулки, наблюдения за природными явлениями или взаимодействие с бытовыми приборами. Эффективное использование экспериментальной деятельности в дошкольном образовании позволяет заложить прочную основу для дальнейшего познавательного и интеллектуального развития детей, воспитать в них исследовательскую активность, нестандартное мышление и готовность к решению любых жизненных задач.