Публикации Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Автор: Альбина Ралифовна Маннанова

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.В современном стремительно меняющемся мире особо востребованы нестандартное мышление и креативный подход к решению проблем. Мы стремимся воспитать наших детей любознательными, активными, сообразительными и способными самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Эта задача во многом зависит от нас, поэтому основная цель современного педагога заключается не в том, чтобы снабдить ребенка готовыми знаниями, а в том, чтобы научить его добывать эти знания самостоятельно из окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в области "Познавательное развитие" устанавливает следующие задачи:
  • Развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации; * Формирование познавательных действий;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и взаимосвязях.
  • Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития познавательной активности: дети проявляют любознательность, задают множество вопросов, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно объяснить различные явления и стремятся к активному взаимодействию с окружающим миром. Наша задача - поддерживать этот неподдельный интерес, помогать ребенку формулировать свои вопросы и создавать благоприятные условия для развития его эмоциональных, социальных и интеллектуальных качеств, таких как целенаправленность, инициативность и самостоятельность. Актуальность этих задач обусловила внедрение новых форм и методов обучения дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается экспериментирование. Экспериментально-исследовательская деятельность является ключом к развитию познавательных способностей и важнейшим видом поисковой активности. Её суть заключается в создании условий для самостоятельного приобретения ребенком новых знаний путем практического взаимодействия с окружающим миром. Идея использования экспериментального метода в обучении детей поддерживалась выдающимися педагогами прошлого, такими как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский. В настоящее время детское экспериментирование широко освещается в работах современных ученых, таких как Н.Н. Поддъяков, О. Дыбина и О. Афанасьева. Экспериментальная деятельность способствует развитию у дошкольников:
  • Любознательности и интереса к познанию окружающего мира;
  • Способности наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;
  • Творческого воображения и фантазии;
  • Мелкой моторики и сенсорных способностей;
  • Коммуникативных навыков и умения работать в команде;
  • Внимания, памяти и саморегуляции.
  • Для того чтобы экспериментирование было максимально эффективным, необходимо соблюдать определенные условия:
  • Обеспечение безопасности детей и соответствие опытов их возрастным особенностям;
  • Соответствие материалов и оборудования тематике и целям эксперимента;
  • Наглядность и доступность проведения опытов;
  • Активное участие ребенка в постановке цели, подборе материалов и проведении эксперимента, а также в анализе полученных результатов;
  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы для экспериментирования и поощрение инициативы детей.
  • Экспериментирование в образовательной деятельности дошкольников может быть реализовано в различных формах:
  • Организованные эксперименты, проводимые под руководством воспитателя по заранее подготовленному плану;
  • Свободные эксперименты, которые дети могут проводить самостоятельно по собственной инициативе, используя материалы, имеющиеся в окружающей среде;
  • Экспериментирование в повседневной жизни, когда ребенок получает возможность исследовать и познавать мир во время обычных действий, таких как игры, прогулки, наблюдения за природными явлениями или взаимодействие с бытовыми приборами.
  • Эффективное использование экспериментальной деятельности в дошкольном образовании позволяет заложить прочную основу для дальнейшего познавательного и интеллектуального развития детей, воспитать в них исследовательскую активность, нестандартное мышление и готовность к решению любых жизненных задач.