Публикации Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Математика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Математика"
Автор: Капитонова Екатерина Мартовна

Методические рекомендациипо организациивнеаудиторной самостоятельной работы студентовучебная дисциплина: ОУП. 04. МатематикаЯкутск, 2023Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Математика" разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и в соответствии с рабочим учебным планом по специальностям и по профессиям: 54.01.20 Графический дизайнер (Квалификация: Графический дизайнер)Разработчик: Капитонова Е.М., преподаватель математикиСОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСамостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.Самостоятельная работа выполняет важную роль в технологии обучения. В программе по дисциплине «Математика» на внеаудиторную самостоятельную работу выделяется 14 часов.Цель методических рекомендаций - оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Математика».Цели выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
  • обеспечение профессиональной подготовки обучающихся;
  • формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС;
  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по учебной дисциплине;
  • формирование умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
  • формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.
  • Задачи самостоятельной работы обучающихся:
  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по учебной дисциплине «Математика»;
  • овладение практическими навыками работы с литературой;
  • овладение практическими навыками применения полученных знаний по математике в профессиональной деятельности.
  • Самостоятельная деятельность определяется содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности обучающихся.Выделяют следующие виды самостоятельной работы:для овладения знаниями:- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);- составление плана текста;- графическое изображение структуры текста;- конспектирование текста;- выписки из текста;- работа со словарями и справочниками;- ознакомление с нормативными документами;для закрепления и систематизации знаний:- работа с конспектом лекции;- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);- составление плана и тезисов ответа;- составление таблиц для систематизации учебного материала;- изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы; - аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);- составление аннотированного каталога литературы по теме / проблеме; - составление терминологического словаря по теме;- составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;- подготовка рефератов, докладов;- составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;- анализ современного опыта в профессиональной сфере;для формирования компетенций:- выполнение заданий по образцу;- выполнение вариативных заданий;- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;- подготовка к деловым играм;- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;- ведение рефлексивного дневника и самоанализ изучения курса;- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;- проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме.Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
  • фронтальной (общегрупповой) - обучающиеся выполняют одно и то же задание;
  • групповой - для выполнения задания обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
  • парной - задание выполняется в парах;
  • индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание.
  • Настоящие методические указания позволят обучающимся самостоятельно овладеть знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование перечисленных ниже компетенций:В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Математика» обучающиеся должны продемонстрировать освоенные компетенции:личностные:- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группах;- осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности;- сформированность нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного.метапредметные:- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи; - выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически; - оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям;- составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.предметные:- выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;- находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;- вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;- находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; - применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;- решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа их исходов;- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,- аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;- изображать основные многогранники и тела вращения; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на- нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); проводить- доказательные рассуждения в ходе решения задач;- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине математика и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:- уровень освоения учебного материала;- умение использовать теоретические знания и умения при выполнении практических задач;- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по учебной дисциплине «Математика»3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ДОКЛАДОВМультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 2). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях .1.Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.3.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе.4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.6. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.7.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.8.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.9.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.10.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок. Инструкция докладчикам и содокладчикамДокладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:
  • сообщать новую информацию;
  • использовать технические средства;
  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара);
  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин.;
  • иметь представление о композиционной структуре доклада.
  • Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
  • название презентации (доклада);
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • живую интересную форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода .
  • Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. Роль студента:
  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.
  • Критерии оценки:
  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.
  • Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию. Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию. Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию.
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ
  • Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены.Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
  • Алханов. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2015. – №11. – С.86-89.
  • Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 64 с.
  • Мордкович А.Г., Семенов П.В.и др. Алгебра и начала математического анализа. 1-2часть. ИОЦ Мнемозина, 2022.
  • Погорелов, А.В., Геометрия 7-11кл. М., Просвещение, 2022.-383с.
  • Плотникова. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2015. – №1.
  • Портных. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157.
  • Росина. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2016. – №7. – С.109-114.
  • Рубаник. Самостоятельная работа студентов / А.Рубаник, Г.Большаков, Н.Тельных // Высшее образование в России. – 2015. – №6. – С.120-124.