Публикации Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников с речевыми нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников с речевыми нарушениями
Автор: Кошелева Лариса Юрьевна

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с речевыми отклонениями применяются разные методы и приёмы. В процессе обучения учитель может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию из нескольких методов.Способы формирования коммуникативных универсальных действий у школьников с речевыми отклонениями реализуются через совокупность приемов и выполняют функции: 1. Обучающая функция - позволяют сформировать у ребенка новые умения и навыки, дать общие знания и представления об изучаемых материалах и предметах.2. Мотивационная функция - направлена на формирование потребностей в новых знаниях, в созидательном труде, в совершенствовании своих начальных навыков.3. Развивающая функция – ориентирована на создание особой развивающей атмосферы в процессе на уроках.4. Воспитывающая функция - помогают формировать ценностное отношение к труду, искусству, технике, широкие трудовые интересы.На современном этапе применяются несколько классификаций методов в процессе обучения детей с нарушениями речи:1. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.2. По дидактическим целям урока: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений, и навыков.3. По степени активности учеников: активные - информационно-развивающие (беседа, работа с книгой, устное объяснение); эвристические - исследование; пассивные (упражнения).4. По организации, мотивации и контролю: методы организации и осуществления учебно-познавательно деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательно деятельности; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности к учению; методы контроля и самоконтроля.5. По источникам знаний – словесный метод, наглядный метод, практический метод.6. По характеру познавательной деятельности детей.Так, частично-поисковый метод подразумевает ситуацию, при которой учителем ставится проблемная задача и решается совместно с детьми, путем постановки проблемных вопросов и поиска ответа на них.Исследовательский метод – это наивысшая степень творческой активности детей. Для использования этого метода учитель должен не только формулировать задания, но и помогать в творческом решении технической, (конструкторской, дизайнерской) задачи. Учитель предлагает цель и оговаривает условия, а ребенок решает задание путем активного поиска. Е. А. Лутцевой описаны два пути обучения в начальной школе:1. Репродуктивное обучение: передача знаний (отсутствие стимулов к самостоятельности, творчеству), методами которого являются: объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант, работа по инструкции;2. Продуктивное обучение: обучение умению добывать знания, методами которого являются: создание ситуаций для открытия учениками нового знания (проблемное введение): наблюдения, выводы, опыты, исследования, поисковые упражнения, творческие работы, проекты. Таким образом, «путь организации творческой деятельности детей должен начинаться с начальной школы, когда ребенок постоянно ставится в ситуацию отсутствия готовых решений и выступает в роли исследователя. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия самооценки своего учебного труда: «понимаю, знаю, могу».