Публикации "Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Колотова Анастасия Викторовна

Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать, как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:
  • части тела;
  • оттенки и цвета;
  • временные понятия (секунда, минута, месяц, год), дни недели, месяца, времена года (зима, лето и т.д.);
  • бытовые предметы;
  • природные явления;
  • ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);
  • виды спорта, профессии;
  • виды транспортных средств;
  • числительные (желательно в пределах стони);
  • фрукты, растения, домашние животные, овощи и т.д.
  • Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.Пример некоторых словесных игр:Игра «Скажи наоборот»Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.Примеры:день – ночь;сильный – слабый;горячо – холодно;мягкий – твердый;стоит – бежит;война – мир.Игра «Кто подберет больше слов»Игру лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.Примеры:Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т.д.).Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту).Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т.д.).Игра «Угадай профессию»Взрослый задает наводящий вопрос, а ребенок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.Примеры:Кем работает тот, что продает нам продукты? (Ответ: продавец).Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).Игра «Угадай предмет»Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребенка – угадать, что именно имеет в виду педагог (родитель).Примеры:Колеса, руль, двери, фары, капот (машина).Ноги, пятачок, уши (свинья).Кора, листья, сучья, ветки (дерево).Игра «Подбери слово»Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию малыша. Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению:Примеры:Свежий – воздух, хлеб.Старая – скатерть, мебель, бабушка.Свежая – зелень, новость, газета, булка.Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.Есть и другие рекомендации для родителей:
  • Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать побольше метафор, прилагательных и синонимов слов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме должны ему объяснить. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.
  • Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте ребенка, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.
  • Побольше обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь картинке.
  • Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.
  • Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.