Публикации НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДА САХА КАК ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДА САХА КАК ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Автор: Аэлита Андреевна Дмитриева

УДК 796.011.1НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДА САХА КАК ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙNATIONAL GAMES OF THE PEOPLE SAHA AS A FACTOR OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDRENДМИТРИЕВА АЭЛИТА АНДРЕЕВНААннотация. Представлен обзор национальных игр народа саха, дана попытка сгруппировать игры в зависимости от того, какие физические качества и умственные способности развивают.Ключевые слова: национальные игры, народ саха, культура, физические качества, способности.Abstract. An overview of the national games of the Sakha people is presented, an attempt is made to group the games depending on what physical qualities and mental abilities they develop.Keywords: national games, Sakha people, culture, physical qualities, abilities.В многонациональной стране как Россия сохранение и развитие национальных видов спорта и народных игр является одной их приоритетных задач, так как именно традиционные народные игры и состязания исторически связаны с укладом жизни, традициями и обычаями разных национальностей. Помимо этого, национальные виды спорта и игры у каждого народа отражают его этнический характер, природные и исторические особенности. Другими словами, национальные виды спорта и игры – важный компонент народной культуры.В этой работе хотелось бы остановиться на характеристике национальных игр якутов, призванных не только обеспечить досуг детей и взрослых, но и имеющих цель воспитать не только физически хорошо подготовленного человека, но и в первую очередь человека, способного выдержать резко изменяющиеся условия проживания на севере. Национальные игры народа развивают самостоятельность, выносливость, смелость, смекалку, внимание, справедливость, везде и повсюду учат подчинять свои желания интересам коллектива, понимать и помогать друг другу [1].Республика Саха (Якутия) является уникальным природным регионом Северо-Востока России, одной из самых больших территориальных единиц субъектов Российской Федерации, где специфические климатогеографические факторы налагают определенные отпечатки на физическое состояние и жизнедеятельность населения.Справедливо мнение Г.Н. Волкова о том, что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов [2].В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.На основе анализа национальных игр [3] мы попытались сгруппировать и классифицировать их по признакам развития тех или иных физических качеств и способностей:Таблица 1 – Классификация национальных игр народа сахаНужно отметить, что большинство национальных якутских игр развивает несколько физических качеств и способностей, т.е., применяя в практике национальные игры предков, можно воспитать все физические качества, умственные способности. Мы считаем, что для сохранения традиций, с целью популяризации в целом спорта в современном учебно-воспитательном процессе учащихся всех классов, дошкольников с учетом физической подготовленности можно рекомендовать использование национальных игр в части национально-регионального компонента в образовательных программах. Литература:
  • Разработка программ повышения физической активности различных возрастных категорий и групп населения Дальнего Востока (на примере национальных видов спорта). – URL: (дата обращения 24.10.2018).
  • Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  • Федоров А.С. Саха терут ооньуулара. – Дьокуускай: Бичик, 2011.
  • References:
  • Development of programs to increase the physical activity of various age categories and populations of the Far East (using the example of national sports). - URL: (appeal date 24.10.2018).
  • Volkov G.N. Ethnopedagogy: Textbook for stud. ped. studies institutions. - M .: Publishing Center "Academy", 1999. - 168 p.
  • Fedorov A.S. Sakha Teruton Oognuular. - Dyokuskay: Bichik, 2011.
  • Авторская справка: