Публикации Использование ИКТ технологий как элемента инновационных технологий на уроках физической культуры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ технологий как элемента инновационных технологий на уроках физической культуры
Автор: Тавгазов Скандарбек Георгиевич

Тавгазов Скандарбек ГеоргиевичМАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова»учитель физической культуры678190, Республика Саха (Якутия), Мирнинский р-н., п. Айхалтел. 89243617532Использование ИКТ технологий как элемента инновационных технологий на уроках физической культуры. Аннотация: Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Физическая культура развивает физическое, нравственное и духовное развитие учащихся, а самое главное – укрепляет здоровье. Именно на это направлены уроки физической культуры в школах, они помогают сохранить и укрепить здоровье учеников и помочь регулярно следить за своим здоровьем. Однако методики преподавания в некоторых школах потеряли свою актуальность, поэтому все больше и больше вводят новые инновационные технологии, которые помогут в построении учебно-воспитательного процесса. Инновационная деятельность является современным методологическим подходом, благодаря которому происходит переосмысление педагогической деятельности и определить, в каком ключе производить модернизацию. Выбирая инновационную технологию, преподаватель должен отталкиваться от индивидуальных характеристик учеников, производить условия, помогающие развить творческие способности и потенциал каждого обучающегося. В статье описано использование инновационных методов обучения на уроках физкультуры, использование интерактивных методов преподавателями и тренерами в классе.Ключевые слова: инновации, физическая культура, методы обучения, инновационные технологии, интерактивное обучение.Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры. Предмет исследования - способы развития физических качеств учащихся с использованием инновационных технологий на уроках физической культуры.В соответствии с выше изложенным были определены цели:1. Изучить состояние проблемы в теории и на практике;2. Выявить роль и значение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе;3. Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий на уроках физического воспитания;4. Обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры;5. Формировать основы здорового образа жизни;6. Апробировать и внедрять новые формы и методы работы;7. Использовать диагностические методики при подготовке к урокам и планировании работы;8. Осуществлять индивидуальный подход;9. Важнейшими источниками исследования являются: литература по вопросам теории и методике проблем.Для разработки концепции построения своей профессиональной деятельности на инновационные педагогические технологии.Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: – ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; – самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; – четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; – грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); – быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; – самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся.Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т. к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, физической культуре, ….) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Возможности компьютерных технологий на уроке физкультуры. Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств, в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого распространения в школьной практике. Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся. Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности; б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол; в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях); Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. Сегодня среди учащихся наблюдается снижение уровня двигательной, познавательной активности детей на занятиях, преобладает нежелание учиться. Одним из способов развития двигательной и познавательной активности школьников является показ видеофильмов, мультимедийных технологий и использование всего спектра функций компьютера.При использовании информационных (интерактивных) технологий в школьном курсе физической культуры можно выделить некоторые направления:1. Представление при помощи визуального метода фильмов, видеороликов о влиянии физической активности на организм человека, правильной технике исполнения того или иного упражнения и т.п.Например, показ качественных видео дыхательных упражнений позволит учащимся лучше понять процесс выполнения упражнений и получить от них больше удовольствия.Проводя уроки физической культуры в обычном спортзале, обучающиеся легко могут перенестись на морское побережье, чтобы немного снизить уровень стресса и получить новые положительные впечатления от занятий спортом. В данном случае компьютерными материалами могут быть как запись звука разбивающихся о берег волн, так и соответствующее видео;2. Моделирование игровых ситуаций, онлайн квестов и других форм;3. Система контроля полученных знаний при помощи онлайн тестирования (можно в игровой форме);4. Оценка самочувствия путем создания электронных дневников здоровья. Сейчас во многих учебных заведениях, на специальных сайтах или в личных кабинетах школьников имеются электронные дневники самочувствия, где дети ежедневно или с периодичностью могут вносить данные о своем здоровье (пульс, давление, описание своих физических нагрузок и т.п.).При помощи использования анимаций, моделей с использованием компьютера, имеется возможность провести занятия более интересно, наглядно [2]. Именно графические изображения могут стать для детей более понятными и наглядными.С помощью презентации также можно объяснить правила спортивных игр, красочно представить исторические события, биографии спортсменов. Наличие зрительного ряда информации позволяет быстрее фиксировать ее в памяти.Помощниками учителя может стать создание презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений. Более того, помимо учителей физкультуры такие презентации могут использовать и другие учителя во время проведения утренних зарядок с детьми.Из этого вытекает, что музыкальное сопровождение также должно использоваться на уроках физкультуры. Этот метод не только создаст более приятную атмосферу, но и поможет учащимся развить пластику и чувство ритма. Используя компьютерные технологии, можно расположить музыкальные композиции в нужном для этого урока порядке.Кроме того, ИКТ можно использовать и для дачи домашнего задания, например, создание презентаций на темы «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» и многие другие. Такие задания дети могут выполнять как самостоятельно, так и в группах, что позволяет им перейти к реализации проектов.Безусловно, появление компьютеров повлекло за собой использование новых информационных технологий, значительно повышающих качество усвоения информации. В настоящее время использование компьютеров в обучении имеет уникальную возможность сделать занятия в классе более интересными.Включение ИКТ на уроке физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность.Использование компьютерных презентаций в качестве средства визуализации позволяет значительно повысить интерес учащихся к уроку.Компьютер очень удобен как средство определения уровня знаний и контроля усвоения дидактического материала на занятиях по теоретической физической культуре. Например: тематический контроль, обеспечивающий выявление и оценку знаний и умений учащихся, полученных на нескольких занятиях по предмету, или итоговый контроль. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем: используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценивания; фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников. Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т. д. ), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету. В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.Однако это не значит, что уроки физической культуры должны проводиться в виде теории при помощи ИКТ. Данная технология больше является вспомогательной, то есть ее стоит чередовать с основными занятиями.Эффективность применения ИКТ на уроках физической культуры.Использование компьютера позволяет повысить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, обеспечить высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развить любознательность, сообразительность и мышление.Таким образом, система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и умственных способностей ребенка и обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков. Сохранение физического и нравственного здоровья способствует формированию у школьников личностной физической культуры.Помимо того, данные технологии предоставляют множество преимуществ и для самого учителя. Во-первых, не нужно объяснять весь материал самостоятельно, так как дети будут увлечены познавательным процессом на экране.Во-вторых, у учителя имеется выбор предоставления наглядной и удобной для усвоения информации. Другими словами, не будет необходимости покупать наглядные учебные материалы (плакаты, справочники и прочее), что, в свою очередь, экономит как школьный бюджет, так и личные средства учителя и учащихся.В-третьих, современные информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить возможности и разнообразить учебный материал, что позволит учителю сделать каждое занятие по-своему уникальным и запоминающимся и повысить внимание учащихся.В связи с этим, рекомендуем учителям на занятиях по физической культуре использовать следующие информационно-коммуникационные технологии: музыкальное сопровождение, видеофильмы или ролики, презентации на различные тематики. Также данными технологиями не стоит пренебрегать и при организации и проведения спортивных мероприятий (соревнований, олимпиад, конкурсов так далее.), например, представлять спортивные команды, описывать сами соревнования и т.д.Таким образом, исходя из анализа, представленного выше материала, считаем, что из-за проблем со здоровьем, снижением иммунитета и потерей интереса к урокам физической культуры, учителям стоит обратить внимание на такие инновационные технологии как информационно-коммуникативные.Считаем, что большее преимущество учителю физкультуры предоставит использование информационно-коммуникационных технологий, так как для современных детей этот аспект ближе, они привыкли к компьютерам и материал, представленный при помощи компьютерных технологий, для них будет более ясен и быстрее усвоен.Хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом - это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.Вывод: Таким образом, ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Литература1. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.2. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.3. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. 43-75.4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324-341. Головина И.Ю., Меркулова А.А Инновационные технологии в физической культуре / И.Ю. Головина, А.А, Меркулова // Наука-2020 Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. – №5(30). – С. 54-69.5. Пиянзина О. П., Семенова Т. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности ДОО / О. П. Пиянзина, Т. Б. Семенова // Наука и перспективы. – 2017. – № 1. – С. 15-22.6. Тагариев Р.З., Шихов С.Е. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6 – С. 92-93.