Публикации Не такой как все - как принять своего ребенка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Не такой как все - как принять своего ребенка
Автор: Катасонова Анна Александровна

Разработано педагогом-психологом МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №182» Катасоновой А.АКак принять своего ребенка таким, какой он есть? Эта простая на первый взгляд фраза очень сложна в своем осуществленииХочется спроситьмногие ли из вас могут сказать с уверенностью«Я принимаю своего ребенка таким, какой он есть.»? В глубине души не все могут уверенно сказать это. Ведь путь принятия своего ребенка — это длительный и трудный процесс, а в особенности, если речь идет об особом ребенке, не похожем на других. Когда родители ждут ребенка, они, конечно, представляют себе некий идеальный образ, а рождаются разные дети, и все непохожие на идеал.Не так страшно, когда ребенок чуть–чуть не похож на других, его можно попытаться подравнять, сгладить «углы». Но очень трудно смириться с тем, что твой ребенок никогда не будет похож на других, и его не получится подравнять, а подравнивать придется все вокруг. Многие родители пытаются привести своего ребенка к некоему идеалу, способы тоже у всех разные, а уж когда родителям врачи или педагоги сообщают, что с ребенком что-то не так, то первое, что хочется сделать, это кричать: Нет, вы ошибаетесь… Это не так, вы не компетентны… Это и есть первый этап принятия — ОТРИЦАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Да, как ни странно это звучит – безусловная любовь формируется именно через гневное эмоциональное отречение от всего происходящего. А впереди еще такой долгий путь. В голове крутятся одни и те же мысли, сводя с ума: Как же так? Не может быть! Это сон! Этого не может быть со мной! Это просто ошибка. Он не аутист, он просто немного отстал в развитии. В этот промежуток времени родители еще до конца не осознаете происходящее. Думая о том, что все это ошибка и все это пройдет САМО, без усилий с вашей стороны. Это просто дурной сон, Вы проснетесь, а малыш здоров и страшного диагноза как не бывало. На этой стадии родители закрываются в себе, не желая говорить об этом. Отчаянно, почти истерически пытаются делать вид, что у в семье все нормально. Вторая стадия- СДЕЛКА. Хорошо, пусть проблема есть, но я сделаю все, что скажут, и все исправим. Этот этап чаще начинается в период подготовки к школе. И вот тут, несмотря на старания родителей, воспитателей детского сада, непохожесть ребенка на других детей становится более заметной, но все-таки не настолько глобальной для восприятия родителей. Чаще всего детский сад ребенок посещает с удовольствием, воспитатели относятся с пониманием, лояльно, возникающие проблемы чаще регулируются. Родитель успокаивается и продолжает надеяться, что все само собой исправится. «Да, проблемы есть, он неусидчивый, невнимательный, не очень послушный, иногда драчливый…. но обязательно все исправится». А потом еще один удар. Ваш ребенок не готов или недостаточно готов к обучению в школе по общеобразовательной программе. И вот тут наступает следующий, третий этап — ГНЕВ. «Ах, вы так, да я вас всех ненавижу. специалистов… врачей. комиссию… всех кто говорит не то, что так хочется услышать!» Обиженный родитель на каждом шагу, каждому и где только можно рассказывает, как несправедливо с ними поступают. какие все бесчувственные и некомпетентные. Вопреки рекомендациям родитель определяет ребенка в 1 класс в ту школу, которая его принимает. Конечно, в первом классе проблемы остаются и с учебой, и с одноклассниками, и с поведением. Но некоторые учителя «авансируя» дают надежду на успешное обучение. Родителей это устраивает, и они утверждаются в собственном самообмане.Наступает момент, когда становится хуже, учиться становится все тяжелее и тяжелее, ухудшаются отношения с одноклассниками, учителем. Наступает понимание, что ребенок учиться по общеобразовательной программе не может, отношения в коллективе выстраивать не может. Начинается четвертый этап — ДЕПРЕССИЯРодителям становится страшно, они не знают что делать, как жить дальше. Постоянные слезы. Мысли: как жить дальше, ведь у ребенка нет будущего, а значит, зачем его вообще родили? Так продолжается пока уже в школе не встает вопрос, как обучать ребенка дальше, надо как-то действовать, чтобы обеспечить его образование. Замечательно, если в данный момент у родителя происходит осознание, что даже если ребенок не такой, как другие, у него должен быть шанс жить интересной, насыщенной жизнью. Это, собственно, и есть последний этап — ПРИНЯТИЕ ребенкаНельзя отрицать проблему: отрицая проблему, мы отрицаем ребенка; нельзя переделать ребенка, из этого все равно ничего не выйдет; надо прокладывать ему путь, помогать идти по этому пути, постепенно отпуская от себя, но быть рядом, может, и всю жизнь.Как следует помогать особому ребенку.Нужно без устали искать тропинку, по которой ребенок сможет идти сначала вместе с вами, а потом, возможно, и сам. Самим родителям нужно верить в то, что обязательно найдутся люди, близкие по духу, понимающие ваши трудности и — главное — готовые помочь. Это именно так, надо просто не сдаваться и идти только вперед.Как понять родителям, что принятие произошло?Во-первых, родители могут относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.Во-вторых, они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности, чувствуют, когда нужно передавать часть ответственности.В-третьих, они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы и прогнозы.В-четвертых, у них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.В-пятых, родители способны что-то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.В-шестых, они не проявляют по отношению к ребенку гиперопеки и могут предъявлять разумные, не завышенные и не заниженные, требования. Самыми важными моментами в этом списке, являются два: 1) сотрудничество со специалистами: надо отдавать себе отчет в том, что моему ребенку необходима помощь врача, психолога и др. специалистов, без этого не будет эффекта; 2) личные интересы родителейподпитывающие их внутренние ресурсыродители, особенно мама, должны иметь что-то своеинтересное: хобби, работа или что-то еще, может, даже другой ребенок. Но это крайне необходимо. Это будет внутренним ресурсом родителя, с помощью которого он восстанавливает силы, уходящие на борьбу с обстоятельствами и неприятием обществом детей и людей, не похожих на других. И конечно, необходима поддержка родных, близких людей и друзей. Без этого родителям особого ребенка очень тяжело.