Публикации
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Автор: Фефилова Марина Аександровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Автор: Фефилова Марина Аександровна
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.Ход консультацииВводная беседа. Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:повышение результативности коррекционно-логопедической работы; рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей; адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка. Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы; открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей; обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них; совместная подготовка к детским праздникам; разработка общих рекомендаций для родителей. Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речьюТаблица 1.Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.Воспитатели должны знать:основные направления коррекционной программы; возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников; особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности. Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий; побуждать внимательно слушать других детей; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания. Воспитатели логопедической группы не должны:торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить. Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.Заключение. Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.ЛитератураИванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3 Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24). Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008, № 2