Публикации АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (из опыта работы)
Автор: Кареткникова Светлана Михайловна

Каретникова Светлана Михайловна,Учитель-логопед, руководитель ТПМПК МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна»karsw2016@yandex.ruАКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (из опыта работы)Аннотация: Существенные изменения, происходящие в системе образования внесли значительные коррективы в деятельность психолого-медико-педагогических комиссий. В статье авторы касаются проблем реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: дети с ОВЗ, психолого-медико-педагогический консилиум, специальные образовательные условия.Изменения, происходящие в современном обществе и в системе образования, сделали необходимым расширение деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. В настоящее время речь идёт не о комплектовании дошкольных групп и классов компенсирующей направленности. Характер форм деятельности ПМПК многообразен: диагностическое обследование; консультирование (очное и по документам); мониторинг выполнения рекомендаций и полученных результатов; аналитико-статистическая обработка материалов. [1] В целях раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им коррекционной помощи в Городском округе Коломна организована деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, которая ежегодно обследуют более 2000 детей. ПМПК работает в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, бюро медико-социальной экспертизы, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних, общественными организациями.Состав комиссии укомплектован высококвалифицированными специалистами. Для обеспечения деятельности ПМПК на более высоком качественном уровне обследование может проводиться с привлечением дополнительных специалистов, таких как врач-эндокринолог, нейрофизиолог, сурдопедагог, тифлопедагог и другие.Благодаря работе по своевременному выявлению и коррекции нарушений в развитии более 90% детей дошкольного возраста, получивших необходимую помощь в детских садах, продолжают обучение в общеобразовательных школах. Однако, деятельность ТПМПК сопряжена с определёнными трудностями. Многие родители не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка, либо признают проблемы, но воспользовавшись своим законным правом хотят определить ребёнка в удобное им образовательное учреждение. Педагоги также не готовы к работе с детьми, нуждающимися в создании особых образовательных условий. [2] Вместе с тем в настоящее время в муниципалитете накоплен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях специализированных образовательных учреждений, классов и дошкольных групп, обладающих штатом квалифицированных педагогов, способных оказать необходимую коррекционную помощь. Когда рекомендации ПМПК носили обязательный характер, это решало проблему образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, но в настоящее время, реализация инклюзивной формы обучения приобретает первостепенное значение. Больших усилий от специалистов ТПМПК требует проведение консультаций педагогов, которые не могут понять, как организовать в одном классе обучение по нескольким образовательным программам, как определить форму обучения и создать специальные образовательные условия ребёнку с ОВЗ, не нарушив при этом прав здоровых сверстников. Особое внимание уделяется организации работы по поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из основных направлений является обучение родителей методам и технологиям психокоррекционной и психопрофилактической работы, что позволяет обеспечить преемственность проводимой работы между коррекционным образовательным учреждением и семьёй. Также организуются методические мероприятия по трансляции опыта работы с детьми с ОВЗ педагогов специализированных образовательных учреждений. Много вопросов возникает при составлении и реализации специальных индивидуальных программ развития для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. В данном случае ТПМК определяет основные направления коррекционно-образовательной деятельности и социальной адаптации ребёнка, необходимые специальные образовательные условия и, при наличии заключения медицинской организации, форму обучения. Чаще - это домашняя или семейная формы. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации определяет пути реализации рекомендаций ПМПК, выделяет необходимых специалистов. [3] К сожалению отсутствие в штате образовательных организаций учителей-логопедов и учителей-дефектологов значительно осложняет реализацию СИПР, а механизм межведомственного взаимодействия с организациями социальной защиты населения, обладающими данными педагогам, несовершенен. Не до конца отрегулирована организация взаимодействия с учреждениями здравоохранения. Для прохождения обследования на ТПМПК необходимо предоставить справку от врача-психиатра с указанием психиатрического статуса ребёнка. Врачи стараются не маскировать тяжёлые диагнозы, прибегая к расплывчатым формулировкам типа "глубокая задержка психического развития". По результатам обследования и изучения документации, представленной образовательной организацией (справки об успеваемости, характеристики и копий диагностических и контрольных работ) можно сделать вывод о наличии у обследуемого лёгкой умственной отсталости, но расхождение с диагнозом делает проблематичным определение дальнейшего образовательного маршрута. В данном случае родители, как правило, отказываются принять заключение ТПМПК и для решения конфликтной ситуации возникает необходимость обратиться в Центральную ПМПК. Однако, не все родители готовы это сделать, и ребёнок продолжает обучаться по образовательной программе, несоответствующей его возможностям и образовательным потребностям, что не способствует дальнейшему развитию обучающегося и делает затруднительным прохождение им государственной итоговой аттестации.Резюмируя выше сказанное можно отметить, что в настоящее время в обществе не до конца понимается основная цель и функции ПМПК. Специалисты комиссии диагностируя ребёнка должны определить, нуждается он в создании специальных условий и смене образовательного маршрута или нет. Комиссия не решает вопросы повторного обучения, изменения формы обучения и выбора образовательного учреждения. Это решают родители совместно с органами управления образования, а ПМПК отстаивает интересы детей с особенными потребностями.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
  • Деятельность ПМПК в условиях современного образования / Сост. Сычева Н.В., Бобкова Е.Н. - Кострома, 2015.
  • Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в   [Электронный ресурс]: URL: (дата обращения: 09.10.2018).
  • Грибанова Г. Психолого-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002.