Публикации Развитие межполушарных связей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие межполушарных связей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Евтюшкина Оксана Николаевна

Евтюшкина Оксана Николаевна,Учитель-логопед МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна»«Развитие межполушарных связей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».В своей работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи часто сталкиваюсь с тем, что многие из них невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. В школе такие дети плохо читают, медленно и неправильно пишут, делая большое количество ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета). Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Что это за связи и почему они важны? Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий, при этом каждое из них выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за обработку речи, счет, анализ и принятие решений, создает восприятие реальности последовательно, поэтапно, опираясь на логические цепочки. А правое полушарие отвечает за восприятие визуальных образов, цветов, образное мышление, восприятие происходящего в целом, местоположение, пространственную ориентацию. Проще говоря, левое полушарие выполняет различные мыслительные операции, а правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга одновременно обеспечивает нормальное протекание всех психических процессов.Если межполушарное взаимодействие не сформировано, или имеются нарушения в этой области, происходит некорректная обработка мозгом входящей информации. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно даётся обучение письму и чтению, в результате он с трудом усваивает обучающий материал.Однако, межполушарные связи можно и нужно тренировать, и развивать.Упражнения на межполушарное взаимодействие – это самая настоящая «зарядка для мозга». Даже абсолютно здоровому человеку рекомендуется выполнять их каждый день, хотя бы по 5–10 минут. Занятия будут чрезвычайно полезны даже тем, у кого со сформированностью межполушарных связей все в порядке. Межполушарных связей много не бывает.Приведу несколько примеров упражнений:- Совместные движения глаз и языкаВыдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.- Ухо – носЛевой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. Получается? Закройте глаза!- Кролик – козаОдной рукой показываем «кролика», а другой «козу». Меняем жесты местами. Выполнение через хлопок усложняет задание. Конечно, жесты и их очерёдность могут быть самыми разными, как и количество хлопков между ними. Усложнять можно практически до бесконечности. Играть парами, группой и на скорость. Пробуйте различные варианты!- Симметричные рисункиБерём фломастеры в обе руки и рисуем одновременно двумя руками одинаковые рисунки. Не расстраивайтесь, если не получится сразу. В этом деле главное практика! Можно начинать с вертикальной поверхности (стена, маркерная доска, мольберт и т.д.) и постепенно переходить на горизонтальную.Ну и, конечно, отлично тренируют межполушарные связи любые формы жонглирования и перекладывания предметов из одной руки в другую. Ключевым тут является пересечение руками и взглядом срединной линии тела (воображаемая линия, делящая вертикально всё тело на две равные половинки).