Публикации
Методическая разработка Тема: План- конспект занятия учебной практики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка Тема: План- конспект занятия учебной практики
Автор: Иванова Кирена Лукична
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка Тема: План- конспект занятия учебной практики
Автор: Иванова Кирена Лукична
Министерство образования и науки РС (Я)ГБПОУ РС (Я) «Чурапчинский аграрно-технический колледж» ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 01.01«Производство и первичная обработка продукции растениеводства» по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки с/х продукции» мастера п/о Ивановой Кирены Лукичны Группа: ТППП-20Тема программы раздела: Изучение плодово- ягодных культурТема: Изучение садового инструмента для окулировки и прививки плодовых растений. Упражнения в простейших способах окулировки глазком (почкой) и прививки черенком.Цель: Изучить разновидность садового инструмента и освоить приемы выполнения прививки, упражняясь в простейших способах окулировки глазком (почкой) и прививки черенком.Задачиа) образовательная -способствовать освоению основных способов вегетативного размножения плодовых растений посредством прививки и окулировки. б) воспитательная - создавать условия, способствующие воспитанию ответственности за качество выполнения работы.в) развивающая - способствовать развитию познавательных интересов, навыков работы с садовым инструментом, моторики, усидчивости, внимательности, самоконтроля.Количество часов: 45 минМатериально-техническое обеспечение: Инструкционно -технологические карты, плакат, презентация, натуральные образцы подвоя и привоя плодовых культур, ножи, секатор, ножовка, топорик, молоток, точило, средство защиты спила деревьев «Садовый вар», перчатки, лента, антисептик, ватные диски.Межпредметные связи: ОП.01 Ботаника и физиология растений, Темы: «Размножение растений», «Рост и развитие. Онтогенез растений». ПМ.02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия МДК 02.01 Технологии обработки и воспроизводства плодородия почв, Темы: «Факторы жизни растений и законы земледелия», «Условия жизни растений».Ход и содержание занятия:Организационный момент - проверка присутствующих и готовность обучающихся к уроку. Каждый обучающийся берет из коробки геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг) по принципу случайного выбора. - сообщение темы; - мотивация деятельности обучающихся: Современное плодоводство основано на двух способах размножения: семенное и вегетативное. Большинство плодовых культур, такие как: яблоня, груша, черешня, слива – перекрестноопыляемые растения, имеющие сложную наследственную основу. Их семенное потомство не повторяет исходных родительских признаков и свойств, и как следствие ухудшаются величина, качество и урожайность плодов. Именно поэтому размножение этих культур осуществляется вегетативно, посредством прививки. - ознакомление с целью занятия; - актуализация теоретических знаний: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные теоретические аспекты.Перечислите и охарактеризуйте основные способы прививки плодовых растений.Производственные ситуации:При контроле качества выполнения прививки выявилось, что окулировочные почки на ветвях не прижились (засохли). Ваши действия. (Перечислите и охарактеризуйте требования, предъявляемые к привою) Плановый осмотр выявил, что скорость и процесс срастания подвоя и привоя не соответствует заявленным требованиям. Ваши действия. (Прививка и заготовка черенков: приемы выполнения, сроки и требования) Основной этап занятия:Вводный инструктаж - инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по теме занятия (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса): Садовый инструмент, его характеристика (по слайду)-Копулировочный нож;-Акулировочный нож;-Садовый нож;-Ножовка;-Секатор;-Топорик Садовые материалы (по образцам)- Садовый вар;- Изолента;-Антисептик;-Точило Правила соблюдения охраны труда при работе с садовым инструментом- прививочный инструмент необходимо использовать только по назначению;- использовать исправный рабочий инструмент, с заточенными рабочими поверхностями в соответствии с требованиями качества выполнения операции;- бережно обращаться с инструментом, не допускать падения;- не загромождать рабочее место. - определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению упражнений, сообщение норм времени, критериев оценок, организация рабочего места. Группа делится на 3 подгруппы (согласно выбранной геометрической фигуры: (треугольник, квадрат, круг), каждая из которых поочередно выполняет 3 задания. Оборудование и инструкционно-технологические карты размещены на каждом отдельном столе согласно задания.Текущий инструктаж:Деятельность обучающихся - выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых умений, способов работы, согласно ИТК (Приложение 1)Деятельность преподавателя - наблюдение и целевые обходы рабочих мест, дополнительное инструктирование, оказание помощи и показ практических навыков по отработке отдельных операций; - закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции.Заключительный этап (инструктаж) занятия: Анализ выполнения практических заданий осуществляют обучающиеся (подгруппа-подгруппу) по предложенным критериям (Приложение 2). При оценке качества рассматриваются одновременно все образцы выполненных заданий подгруппы по каждому критерию. Для оценки выполнения каждого элемента задания, за каждый выполненный элемент технологии выдается цветной кружок: - удовлетворительно- желтый; - хорошо – зеленый; - отлично- красный. Общая оценка выполнения заданий подгруппой выставляется на основе суммы полученных по цвету кружков. - разбор типичных ошибок, допущенных дефектов и сообщение о достижении цели занятия осуществляет преподаватель; - сообщение оценок.Актуальная информация по осуществлению прививки розы на шиповник (Приложение 3) Вопросы для закрепления (Приложение 4) Игра: Змейка. Обучающиеся получают карточки, содержащие вопрос и ответ следующего участника. Обучающийся задаёт вопрос по карточке, другие должны найти ответ в своей карточке и задать следующий вопрос, что позволит включить в работу всю группу. Первая карточка содержит только вопрос, последняя только ответ (у преподавателя).Рефлексия (устно)Чему посещено сегодняшнее занятие?Какова была цель занятия?Что было самым важным на занятии?Чему посвятим следующее занятие?Что для вас было легко?Что для вас было трудно?Довольны ли вы своей работой?За что вы хотите похвалить себя?За что вы хотите похвалить кого-то из одногруппников?Как бы вы охарактеризовали занятие одним словом?Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему: «Предпосадочная подготовка почвы под закладку сада» (Методические указания для самостоятельной работы студентов ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности МДК.01.01. Технологии производства продукции растениеводства, Самостоятельная работа № 53). - уборка рабочих мест.Приложение 1Инструкционно – технологическая картаВыполнение прививки простой копулировкойСодержание работыИнструкционно – технологическая картаВыполнение прививки способом окулировкиСодержание работыИнструкционно – технологическая картаВыполнение прививки способом врасщепСодержание работыИнструкционно – технологическая картаВыполнение прививки способом за коруСодержание работыПриложение 2Критерии оценки Приложение 3ПРИВИВКА РОЗЫ НА ШИПОВНИК Одним из самых распространенных способов размножения роз является окулировка. Это прививка глазком (сформированной почкой) культурной розы на шиповник. Выбор шиповника в виде подвоя ускоряет рост побегов розы и повышает общую морозостойкость растения. Операция не сложна, но результат будет виден только на следующий год, когда почка тронется в рост. Необходимый материал и оборудование: - здоровые молодые саженцы шиповника; - черенки для привоя с хорошо сформированными почками; - окулировочный нож; - пленка или изолента для обвязки; - «Садовый вар». Инструкция: 1. Окулировка осуществляется в конце лета (июль-август). Выберите здоровый однолетний саженец шиповника. Самым неприхотливым и морозостойким подвоем считают розу собачью (Rosa canina). За неделю до прививки хорошо полейте растение. 2. Выберите сильные побеги культурного вида розы для привоя. Кора таких побегов легко отделяется от древесины, а почки хорошо сформированы. Срежьте черенки и удалите на них все листья, оставляя только черешки. Если черенки необходимо сохранить до прививки, положите их в целлофановый пакет в холодильник. 3. Подготовьте инструменты для прививки. Лезвие ножа должно быть чистым и острым. Нарежьте ленку для обвязки. Длина лент должна быть около 30 см, а ширина не более 1,5 см. Все инструменты положите на поднос или чистую бумагу рядом с прививаемым растением. 4. Отгребите землю от корня шиповника. Прививку нужно сделать в корневую шейку (утолщенный центральный корень) или на однолетний побег как можно ближе к корню. Протрите корень салфеткой или чистой тряпочкой. Специальным ножом сделайте Т-образный разрез. 5. На подготовленном черенке для прививки отделите щиток - сделайте неглубокий срез, отделяя почку с черешком. Почка должна оказаться посередине. Если вместе с почкой срезалась полоска древесины, то ее можно не удалять. 6. На шиповнике разверните края сделанного разреза кончиком окулировочного ножа. Аккуратно придерживая за черешок, вставьте в разрез подготовленную почку. Плотно прижмите почку к древесине и туго обвяжите место прививки изолентой, оставив свободным только глазок. 7. Привитый шиповник окучьте увлажненной землей. Проверьте приживаемость прививки через пару недель. Если почка зеленая, то операция прошла успешно. 8. Следующей весной (конец апреля) разокучьте шиповник, снимите обвязку и замажьте место прививки садовым варом. Обрежьте побеги шиповника на 1,5 см выше привитого глазка.