Публикации Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.
Автор: Казицкая Ирина Петровна

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей. На современном этапе большое значение придается взаимодействию, сотрудничеству с семьями воспитанников, вовлечению их в образовательный процесс ДОО. Проблема оказания помощи родителям детей дошкольного возраста не нова: менялось отношение к семье со стороны государства и общества, претерпевали изменения содержание и формы взаимодействия, использовалась различная терминология. Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Современные родители достаточно грамотны, они самостоятельно могут найти нужный материал по вопросам воспитания детей, изучить его. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка. Иногда они просят педагога подробнее раскрыть содержание книг по воспитанию ребенка, так как они кажутся им сложными. Обобщенно представим цель взаимодействия: приобщение родителей к жизни детского сада, организация совместной деятельности В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы. Одним из принципов дошкольного образования является СОТРУДНИЧЕСТВО. Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:1. Коллективные.2. Индивидуальные.3. Наглядно – информационные.4. Информационно-коммуникативные.Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя:– родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной, пожалуй, это моя самая любимая форма. Я провожу различного рода круглые столы, КВН, викторины, так же мастер-класс, педагогические гостиницы, открытые просмотры)Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила родительское собрание, был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены родителям, и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство родителей подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.– совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении организованной образовательной деятельности.– проведение акций различной направленности, например, благотворительные ("Дары осени", «Зимняя сказка» родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).– Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.А вот форма наглядно –информационного взаимодействия включает в себя:– групповой альбом;– родительские уголки;– так же родительская газета;– фотовыставки. Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей: Педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.