Публикации Методическая разработка.Внеурочное занятие2-4классы."Финансовое мошенничество".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка.Внеурочное занятие2-4классы."Финансовое мошенничество".
Автор: Ирина Николаевна Лысенко

ВВЕДЕНИЕ В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Активное вовлечение России в мировое информационное пространство дало мощный толчок развитию коммуникационных технологий, компьютеризации всех сфер экономики и повседневной жизни практически каждого человека.Компьютерные сети все шире применяются во многих областях жизни российского общества. Столь же быстро растет число преступлений, связанных с использованием сетевого доступа, множатся способы и формы совершения такого рода деяний. По оценкам специалистов МВД, каждый год через Всемирную паутину российские преступники похищают со счетов фирм около 450 млнолл.Интернет-мошенничество является современной разновидностью традиционного мошенничества. Самой уязвимой «аудиторией» мошенников являются подростки. Именно поэтому актуальным становится разработка и проведение серии занятий для школьников старших классов на тему «Виртуальные ловушки».ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • Общая характеристика занятия
  • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельностьКоличество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 24 Тип занятия: усвоение новых знанийОборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийная установка, удочка, мячик, листы с текстами практикума и Большой Книги Советов, Высказывания на доске.2) Педагогическая характеристика занятияЦель занятия: практическое закрепление навыков защиты от финансового мошенничестваазвитие критического мышления. Предметные образовательные результаты:
  • ознакомить учащихся с понятием “Финансовое Мошенничество”,
  • ознакомить с принципами защиты от мошенничества.
  • Метапредметные образовательные результаты
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
  • Личностные:
  • развивать умение работать в группе,
  • воспитание рационального отношения к финансам,
  • формирование защитных навыков от мошенничества,
  • выработка навыков культурного общения.
  • Коммуникативные:
  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
  • 3) Методическая характеристика занятия:Структура урокаОписание учебного процессаТеоретический материалСредства массовой информации постоянно предостерегают население о действиях мошенников. Количество потерпевших растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Род занятий потерпевших от мошенничеств разнообразен, однако учащиеся входят в четверку основных групп, на которых нацелены мошенники Определение мошенничества с различных точек зрения:
  • В соответствии со ст. 159 УК мошенничеством является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
  • Мошенничество, совершаемое должностным лицом по отношению к государству, называется коррупция.
  • На уголовном жаргоне, мошенничество называется кидалово, развод или фармазонство, а мошенник — кидала или фармазон.
  • На языке психологов – манипуляция.
  • Мошенничество – это столкновение, состязание и борьба двух психологий, это поражение одной психологии и победа другой. Анализ двух психологических комплексов, понимание как действий и психики мошенника, так и самого себя как его потенциальной жертвы, дает серьезную основу для самозащиты, для предохранения от ошибки и поражения, но, в конечном счете, – для достойного противостояния мошенничеству, для победы над ним, его разоблачения (слайд5).Искусство составлять поэтапный многошаговый план взаимодействия между людьми со скрытой от посторонних целью, применяя многочисленные хитрости и ловушки для достижения успеха, является с древнейших времен отличительной чертой мышления и поведения китайских государственных деятелей, дипломатов и военных.В наиболее концентрированном виде, в лаконичной и метафорической форме манипулятивный подход описан около двух с половиной тысяч лет назад в “Трактате о военном искусстве”, автором которого, как считается, является выдающийся китайский полководец и государственный деятель, известный под именем Сунь-цзы.Рекомендации, даваемые Сунь-цзы своим читателям, описывают определенный стереотип поведения, который специалистами называется “азбукой стратагемщика”:
  • Сначала будь как невинная девушка - и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц - и противник не успеет принять мер к защите;
  • заманивай его выгодой;
  • приведи его в расстройство и бери его;
  • если он силен, уклоняйся от него;
  • приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение;
  • если его силы свежи, утоми его;
  • нападай на него, когда он не готов;
  • выступай, когда он не ожидает… 
  • В то же время некоторые исторические источники свидетельствуют о том, что в определенных общественных кругах европейских стран стратагемный подход не был новинкой и осуществлялись попытки его соединения с христианской моралью и проповедуемыми церковью ценностями. "Карманный оракул или наука благоразумия" с подзаголовком - “Афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана". Русский читатель познакомился с этим произведением в 1742 г.«Жизнь человека - борьба с кознями человека. Хитрость сражается, применяя стратагемы умысла: никогда не возвещает то, о чем возвещает; целится так, чтобы сбить с толку; для отвода глаз искусно грозит и внезапно, где не ждут, разит, непрестанно стараясь обморочить».«К каждому подбирать отмычкуВ этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, уменье найти подход к человеку. У каждого своя страстишка - они разные, ибо различны природные склонности. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку - победа над своевольной натурой тогда обеспечена». Личность мошенника в определенной мере отличается от личности других преступников, например воров, грабителей, хулиганов. В большинстве своем мошенники обладают хитрым, изворотливым умом, развитым воображением и фантазией, умением заинтересовать и расположить к себе людей, наделены актерскими способностями. Они умело используют те или иные благоприятные обстоятельства для осуществления преступных действий либо изменяют, приспосабливают их в соответствии с преступным замыслом. Другой ряд черт, входящих в психологию мошенничества, связан с заложенной в ней лживостью. Лживость порождает или предполагает неискренность, коварство, хитрость, вероломство, равнодушие, черствость, бессердечие, бесчестие, жестокость, бесцеремонность, цинизм, наглость, унижение себе подобных, попрание их прав и достоинства.Но какие же черты психологии, кроме отмеченных, позволяют мошенникам рассматривать нас в качестве своих потенциальных жертв? Что в нас самих делает нас слабыми противниками, своего рода полуфабрикатами для обманщика? На каких эмоциях можно играть? Если говорить о врожденных качествах человека, которые так или иначе вовлекаются в мошенничество как процесс и на которые опирается мошенник, то их оказывается не так уж и мало. Едва ли не первыми на почве мошенничества «проклевываются» любопытство и любознательность. Мошенничество – это всегда интрига, нечто завлекательное, обращенное к нашему любопытству. С него она чаще всего психологически и начинается. И об этом прекрасно знают все мошенники. Интрига мошенничества рассчитана именно на нашу потребность в необычном, даже в новизне, которая притягивает нас естественным, но трудно объяснимым образом. Здесь интрига мошенничества обращена не только к нашему любопытству, но и к желанию особенного, невероятно «дешевого», «быстрого», «легкого», «престижного» и т.д. У людей с сильно выраженной тягой к необычному, но со слабой рефлексией и критическим мышлением, эти качества легко вырождаются в жажду приключений, точнее в авантюризм, легкомыслие, бесшабашность, азартность, которые могут дорого стоить. Именно люди легкомысленного и авантюристического склада характера становятся обычно первыми жертвами мошенничества .Уличное мошенничествоОдним из видов уличного мошенничества является игровое. К азартным играм относятся наперстки, лото, рулетка, карты, кости, уличные лотереи. Все виды игрового мошенничества носят групповой характер. В розыгрыше участвуют несколько человек – порой до десяти и более. Присмотритесь к людям, находящимся рядом с игорным столом или лотерейным барабаном, и вы обнаружите, что в розыгрыше участвует целая группа сообщников, роли между которыми строго распределены. Стоит напомнить, что главная задача устроителей “лохотронов” и иных уличных лотерей – под любым предлогом втянуть прохожего и ограбить его.Поквартирный обход, распродажи в общественном транспорте с соблазнительными предложениями о покупке различных вещей нацелены на то, чтобы вас заговорить и всучить ненужный товар. Как правило, вещи могут быть ворованными, плохого качества, с низкой себестоимостью. Речи таких «продавцов»(фальсификаторов) могут начинаться словами
  • Мы проводим уникальную «акцию» с раздачей призов…
  • Вы можете приобрести «суперпредметы» (нетупящиеся ножи, эксклюзивные вина…).
  • Вы можете купить 3 вещи по цене одной…
  • Телеканал НТВ проводит рекламную акцию совместно с ОАО Газпром…
  • Мошенничество с помощью мобильного телефона
  • Классика жанра - получение SMS вроде "Стою на дороге в ДТП, срочно положи рублей 200 на этот номер. Саша".
  • "Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе лучшее фото к 9 мая, меньше процента не хватает ... Главный приз - смартфон почти мой ... Лена, можешь мне помочь? Нужно отправить смс, текст "num777 170". Номер конкурса "6008", без кавычек . Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если полтора рубля не жалко;-) Заранее спасибо!"
  • "От оператора" вам приходит сообщение, в котором будет написано предложение позвонить на некий номер, и за этот звонок вы получите на свой счет 3 доллара. Может, вы действительно (что маловероятно) получите эти 3 доллара, но исходящий звонок при этом вам обойдется в 5-10$.
  • Кинь денег, друг. На ваш телефон приходит сообщение без подписи якобы, а это оказывается, что ваш знакомый, попал в сложные обстоятельства, он у васЗоны риска, где вероятность оказаться жертвой мошенничества особенно велика. Это может быть вокзал, улица, рынок, магазин, фирма-однодневка, железнодорожный транспорт, аэропорт, различные непрошенные гости, приходящие на квартиру под видом социальных работников, работников ЖЭКа или торговцев, почтовый ящик, домашний или мобильный телефон, а также ИнтернетЗАКЛЮЧЕНИЕТема занятия выбрана не случайно, так как современные подростки легко попадаются на «удочку» виртуальных мошенников. И не все из них знают, как себя вести в той или ситуации, связанной с данной проблемой.При планировании данного занятия, учитывались возрастные особенности детей. Занятия с ними традиционно ведутся по технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает, что дети сами открывают для себя новые знания, поэтому и «открытие» нового знания осуществляется посредством деятельностного метода в форме подводящего диалога. В ходе проведения занятия использовался такие приемы работы с информацией, как кейс – стадии и кластер. Метод кейсов  — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.Использование кейс-метода позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.Были использованы такие формы работы, как: фронтальная, групповая. Происходит чередование различных видов деятельности.На уроке реализованы следующие дидактические принципы:Системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса.Материал данного занятия может быть использован учителями как в урочной (на уроках экономики, обществознания, информатики), так и во внеурочной деятельности (классные часы, факультативы).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Брехова Ю. В.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.  общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с
  • - видео «Как не стать жертвой виртуального мошенничества»
  • Мошенничество
  • Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия
  • Цыганский гипноз: технология обмана
  • Тема 9. Психология мошенничества.
  • ИА «ДЕНЬ»: Лента новостей / 17 января 2007 г. Виктимологическая профилактика мошенничеств (правила поведения граждан)
  • Приложение 1Игра в рыбака и рыбокДети встают в круг. У одного удочка. Он пытается поймать рыбку, но она не клюет, потому что нет наживки. Затем насаживают кошелек, и забрасывают снова. Ученики должны наживку схватить и удержать. Казалось, что выигрывает тот, кто схватил приманку, но на самом деле выигрывает рыбак.Игра «Зеркало»Работа в парах. Водящий смотрит в «зеркало», которым является один из ребят, и отражающее все его движения. Затем игроки меняются ролями.Игра «Вижу разницу»Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Зайдя в класс, водящий должен угадать, по какому признаку произошло разделение.Игра «Осторожно, это враги»Учитель предлагает детям встать по кругу. Учащиеся должны вспомнить и назвать последствия возможного обмана. Учитель бросает кому-либо из учащихся мяч со словами «Если к тебе подошли цыгане и предлагают погадать, то…..». Ребенок должен продолжить фразу, начать следующую и бросить мячик любому игроку…