Публикации
«Сотрудничество с семьёй в направлении формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сотрудничество с семьёй в направлении формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
Автор: Жосан Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сотрудничество с семьёй в направлении формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
Автор: Жосан Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №30»,Пермский край, г. Александровск, музыкальный руководительЖосан О.В.Мастер – класс «Сотрудничество с семьёй в направлении формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»Требования к современному образованию стремительно изменились в последние годы. Мы часто слышим о функциональной грамотности. Сегодня главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность нестандартно и творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Дошкольное образование первая ступень в системе непрерывного образования, где начинает закладываться фундамент функциональной грамотности дошкольника.Вы спросите меня, причём здесь музыка? Я отвечу вам словами австрийского композитора Р. Шумана: «Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной». Как вы понимаете смысл высказывания Р.Шумана? А кто насытит ребёнка этой духовной пищей? Успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребёнка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей и привить им любовь к музыке.Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение. Музыкальные игры в условиях семьи являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения: ребенок тренирует речь и память; дисциплинируют дошкольника; развивается образное мышление ребенка. Музыка и музыкальные игры помогают развить многие способности и таланты ребят, положительно влиять на развитие и личностное становление дошкольника, но главное - ребенок учится слушать и слышать музыку… И получать от этого эстетическое удовольствие. Я расскажу и покажу Вам, уважаемые родители, как можно играть при помощи музыки. Без скучных обучений нотам и прочему. И сейчас вы на себе ощутите её чудодейственные свойства. Я поделюсь идеями для организации интересного общения родителей с детьми. Итак, начнём……Игры, которые предлагаются родителям, разделила на 4 блока.1 блок. Игры для организации семейных праздников.«Играем вместе»Эта игра для компании детей, взрослых, для всей семьи. И для неё понадобятся музыкальные инструменты. Подойдут как раз те, с которыми играет ребёнок: ксилофон, барабан, маракасы, ложки и др.Каждый участник игры выбирает себе по инструменту, и все начинают играть.Первый этап: все играют вместе, оркестром.Второй: по очереди, по часовой стрелке (будет удобно, если вы сядете в круг на полу).Третий: играют только те, кого называет ведущий, остальные ждут (называть можно как одного человека, так и сразу двоих, троих).Заканчивается игра тем, что ведущий называет всех присутствующих, и все снова играют вместе, оркестром.Чем полезна эта игра? Кроме того, что она весёлая и семейная, она учит ждать своей очереди. Ребёнок учится «молчать», пока звучит другой, проявляя уважение к «звучанию» других и сам при этом встречается с тем же: все молчат, когда он играет. «Лови ритм» (совместно с родителями играем)Это упражнение - игра, кроме чувства ритма, развивает ещё внимание и мышление.Для этого упражнения нам нужны 4 пластиковые тарелочки, 4 конфеты. Конфеты обозначают хлопки, а тарелочки – удар по столу. Сначала пробуем без музыки, а уже потом с аккомпанементом. Варианты: 1. Одна конфета в крайней тарелке;2. Добавить ещё одну конфету в первую тарелку;3. По две конфеты в крайних тарелках;4. По одной конфете в каждой тарелке. Танцевальная игра «Воробышек» (совместно с родителями играем)Если у вас семейный праздник, пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием. Все встают в круг, в центре «воробышек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив: «Покажи, покажи, воробышек, Как девицы ходят» (Воробышек показывает, и все повторяют его движения) Покажи, покажи, воробышек, Как молодцы ходят. (Воробышек снова показывает). В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мультфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети. блок. Игры-потешки для развития мелкой моторики рук Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в совместных занятиях с ребенком. «Идёт коза рогатая» (совместно с родителями играем)3 блок: Играем в дорогеДолгая и скучная дорога в машине – это «испытание» для ребенка. Конечно, малыш совершенно не намерен смирно сидеть в кресле. Вот тут-то и приходится идти на разные хитрости, чтобы не дать ребенку заскучать.С чего же можно начать?«Кто, что увидит первым»Пусть ребенок придумает свои дорожные правила. Например, если увидите собаку – залаять, кошку – замяукать, петуха – прокукарекать, машину – посигналить, поезд – погудеть и т.д. Смысл в том, что каждый раз надо первым выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.Можно устроить «Хор в автомобиле».Петь любят практически все, а поскольку вы едете в собственном авто, вы можете попеть в своё удовольствие. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни. Еще интереснее будет, если вы запишите на диктофон ваше хоровое семейное исполнение.4 блок: Хороводные и подвижные игры.Ну и, конечно, нельзя забывать о хороводных и подвижных играх, обязательно нужно научить детей этим играм, передать какой-то свой опыт, научить играм, в которые вы сами играли в детстве. Это и «Золотые ворота», и «Бабка Ёжка», и «Ручеёк», «Колечко», «Жмурки» и много других весёлых игр. Давайте сыграем в «Колечко»? немного поимпровизируем… и изменим правила! Игра как рефлексия содержания мастер-класса (участники (родители) отвечают на вопросы) Сегодня я узнала …Было интересно…Мне запомнилось…Теперь я умею…Меня удивило…Итак, вы увидели, чтобы дети с удовольствием пели, танцевали, играли в различные игры, от родителей не требуются специальные знания и умения. Главное разделить чувства и впечатления ребенка, его увлеченность, стремление по-своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце. Желаю вам интересного и познавательного общения с детьми - родители!