Публикации Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в работе логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в работе логопеда
Автор: Валентина Ивановна Ряднина

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в работе логопедаМир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих.Принимая во внимание, что среди воспитанников Службы помощи семье и детям Кожевниковского района имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, а их в этом году 7 человек, это дети имеющие недостатки в психическом развитии: задержку психического развития (ЗПР), умственно отсталые дети, 2 ребенка с диагнозом аутизм имеющие тяжелое общее недоразвитие речи (ОНР), обусловленные органическим поражением центральной нервной системы. Развитие этих детей происходит специфически: уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о недостаточном уровне развития экологической культуры. Не все дети готовы к общению, замкнуты в себе, не желают вступать в контакт со сниженной мотивацией к занятиям. Значит, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Встречи с природой помогают им формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Цель экологического воспитания всех детей и особенно детей с ОВЗ едина. Эта цель – воспитание экологической культуры. А что это – экологическая культура? У детей с ОВЗ нет той базы, на которой строится эта культура. Специально для них используются различные методы, приемы, которые помогают достичь цели экологического воспитания на основе логопедической работы. Через какие приемы логопед прививает экологическую культуру у детей с ОВЗ. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. В своей работе я практически на каждом занятии использую презентации, мультимедийные развивающие игры. Большая часть из них знакомит детей с окружающим миром природы образно, наглядно, эмоционально. Это такие занятия: Все времена года, «Зимующие птицы и чем мы можем им помочь», «Перелетные птицы и как построить скворечник», «Дикие животные наших лесов и жарких стран», «Домашние животные и кто что дает из них», «У кого какое жилище» (у диких и домашних животных), «Рыбы и среда их обитания», «Кто как к зиме готовится», «Полезные продукты», «Вода и водоемы, какие проблемы у них», «Подводный мир и загрязнение водоемов» и другие. Провожу исследовательскую работу по теме «такая разная вода» и затрагиваем чистоту воды, Эксперименты с водой и молоком, Эксперименты с огнем. Проектная деятельность «Как хлеб на стол пришел», «Живой огонь», «Покорми птиц зимой». Создала ЛЕПБуки- по темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» Беседы о помощи птицам. Экологические сказки, такие как «Маленькие путешественницы» про незабудку. Катя и божья коровка, Приключения Тополиной Пушинки, Дождевой червяк и другие. Загадки почти на каждом занятии встречаются и целое занятие «Бабушка- загадушка» о домашних животных. Игры –путешествия на занятиях с использованием видеофрагментов, игры- путешествия в разные страны с изучением природы отдельных регионов, климата , растительного и животного мира. Экологические проблемы этих регионов.Экологические занятия «Встреча с природой» - это цикл занятий по изучению природы «Путешествие на луг» (изучаем все луговые цветы, насекомых, животных», их проблемы в связи с деятельностью человека. Путешествия в зимний лес, в летний лес, в Африку, в саванны, в пустыни. Через воспитание экологического мышления, знаний, чувств развивается экологическое поведение, т.е. Экокультура. Я активно использую мультимедийные презентации, созданные мной или заимствованные из Интернета. (включаю Подводный мир). В водоемах на Земле обитает свыше 30 000 видов рыб, несчетное количество моллюсков, ракообразных. Подводный мир очень разнообразен и красив) После 5 заданий физминутка о животных или рыбахКогда доходим до загрязнения морей предметами с затонувшего корабля Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?. Да, конечно, надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. Берем удочку и вылавливаем из импровизированного водоема разные предметы и на них правила сохранения водоемов в чистоте. Экологические правила поведения на берегу водоема во время отдыха
  • Нельзя бросать в воду мусор, особенно банки, бутылки, железки, проволоку и другое, дети, купающиеся здесь после вас, могут пораниться.
  • Собери мусор и выброси его в мусорный контейнер, а если его поблизости нет, то унеси мусор с собой;
  • Разлагающийся мусор (кожура от овощей и фруктов, остатки еды и даже бумага) закопай в землю. Когда он разложится, то станет отличным удобрением для почвы.
  • Не рви и не губи водные растения, животные, питающиеся ими, могут погибнуть.
  • Не трави рыбу и не губи молодь, она может исчезнуть из водоёма навсегда.
  • Не отлавливай раков и моллюсков, они тоже хотят жить, не надо над ними глумиться ради забавы.
  • Не тревожь и не убивай животных, живущих по берегам водоёмов – бобров, выдр, водяных крыс, лягушек, ужей, стрекоз и других, многие из них занесены в красную книгу, т.е. на краю от вымирания.
  • Не мой посуду, не стирай вещи в водоёме, ты потревожишь рыбу, а от моющих средств могут погибнуть многие подводные растения и животные.
  • Не мой транспортное средство на берегу водоёма, вся гадость, привезённая тобой из города смывается в речку и отравляет её обитателей.