Публикации Виртуальная экскурсия по русскому языку «Путешествие в космос».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виртуальная экскурсия по русскому языку «Путешествие в космос».
Автор: Вера Юрьевна Антипина

Выступление на РМО Тема: «Плюсы и минусы современного урока технологии по ФГОС».________________________________________________________________________учитель начальных классовМБОУ «Средняя школа №4» Г. КольчугиноВладимирская область Антипина В.Ю.«Труд» и «Технология» это совершенно два разных урока.Урок труда направлен на физическое развитие ребенка, в нем заложены лишь элементы интеллектуального развития. Учитель обязан был сам объяснить материал, показать, как выполнить практическую работу. Получить конечный результат. Почти все дети имели за работу 5.Урок «технологии» подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся.Термин «технология» произошел от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наука. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному высококачественному результату. На философском уровне «технологию» определяют, как учение о наилучшей (оптимальной) деятельности, как о процессе, так и о ее результатах. Всегда предполагалось, что учитель должен в соответствии с действующей программой обучения организовать учебную деятельность так, чтобы дети в её процессе росли порядочными, творческими людьми, умеющими кое-что делать. На особенности выполнения технологических операций внимания не обращали вообще. Начиная с самых простых операций, детям просто говорили: сделай. Например, положи шаблон в уголок листа бумаги с изнанки, и обведи его (операция разметка по шаблону).Технология изготовления даже не обсуждалась: как именно надо прижимать шаблон, какой мягкости должен быть грифель карандаша, можно ли любую деталь обвести непрерывным движением, на каких материалах размечать по шаблону нельзя, какие могут быть использованы инструменты кроме карандаша, и что вообще делать, если шаблона нет, а разметить деталь надо?Новое название указало перспективу обновления учебных программ, обратив внимание именно на их технологическую составляющую.На основе этих умений мы укладываемся в 34 часа в 1 и во 2 классах. Но в 3 классе на данное количество часов мало времени - 1 час на изготовление продукта деятельности. Посмотрите на условные обозначения в рубрике «Вопросы юного технолога». На основании Рабочей программы по предмету отводится определённое количество часов (например, «Человек и вода» - 21 час. Если следовать условным обозначениям, то получается 33 часа – выделено красным цветом)В стандарте появился принципиально новый раздел «Человек и информация», который не обеспечен ничем вообще. Бесспорно, что разработчики стандарта основывались на том, что с новой информационной технологией ребенка нужно знакомить как можно раньше именно потому, что теперь в жизни владение ею нужно на каждом шагу.Но как всегда уровень подготовки материальной базы дискредитирует саму идею. И дело не только в том, что у нас нет компьютерных классов для младших школьников. Ведь там, где они есть, обязательный минимум содержания требует изучения основных устройств компьютера, освоения приемов его использования: создание текста, таблицы, схемы, рисунков. Их преобразовывание, сохранение и удаление, вывод текстов на принтер. Но эти требования стандарта к урокам не подкреплены никакими методическими разработками, Как требования стандарта должны быть связаны с содержанием учебных дисциплин? Какие тексты должен сочинять и набирать на компьютере ребенок, про что? Зачем таблицы, на каких уроках, что в них будет содержаться? Какие схемы, зачем они нужны, как они связаны с учебными программами в каждом классе?Этот раздел «Человек и информатика» в младших классах целесообразно было бы организовать в рамках групп продленного дня, чтобы в процессе игры дети могли научиться пользоваться компьютером как прибором, как собеседником, как помощником.Таким образом, сегодня этот раздел нужен только для того, чтобы за счет учебного времени дети просто научились включать и выключать компьютер, что-нибудь писать и рисовать с его помощью.Если сопоставить учебный план и стандарт, станет ясно, что время для этого взяли от уроков технологии (ровно половину того, что было). При таких условиях можно говорить об уничтожении учебного предмета, потому что оставшееся микроскопическое количество часов как раз будет использовано учителями исключительно на изготовление игрушек. Размышлять, обсуждать, придумывать некогда, просто надо что-нибудь делать по образцу за оставшееся время.Если еще раз вернуться к перечисленным выше проблемам методики обучения технологии в современной начальной школе, то можно ответственно утверждать, что учителю с активной жизненной позицией вполне можно справиться почти со всеми разделами.Мы сами найдем хорошие инструменты и материалы импортного производства для малышей, родители, как всегда купят их за свой счет. Мы сами разберемся в учебниках, родители купят недостающие. И даже если следующий образовательный стандарт отнимет у нас часы от уроков труда, мы все равно сумеем сориентироваться, и взять из действующих учебников то, что нужно.Вот только одно плохо — мы должны!!! Урок «технологии» примет достойное место, только в том случае, если правительство, само поймет какое значение будет иметь этот предмет для базового воспитания будущих специалистов технического направления и легкой промышленности, если ;-Научить детей с детства выполнять практическую работу качественно.-Научить детей выполнять проектные работы по технологии .-Довести до сведения родителей, почему так важен этот предмет и проектные работы.-Обеспечить учебные кабинеты компьютерами и подвести интернет.