Публикации
Покормите птиц зимой
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Покормите птиц зимой
Автор: Филиппова Екатерина Серафимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Покормите птиц зимой
Автор: Филиппова Екатерина Серафимовна
Конспект занятия по программе «Добрый мир» Шевченко Л.Л. «Покормите птиц зимой» для подготовительной группыЦель: формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.Задачи:• уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц в природе зимой.• Расширить представление детей о зимующих птицах нашей местности, об условиях их обитания, о том, как тяжело птицам зимой и чем мы можем им помочь.• Учить детей наблюдать за природой, птицами.• Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, ответственность и заботу о друзьях наших меньших – птицах.• Продолжать развивать навыки общения в совместной работе.• Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.Оборудование и материалы: картинки птиц: синица, воробей, снегирь, ворона, голубь; картинки корма: рябина, сало, семена подсолнуха, крошки хлеба, плоды шиповника, кукуруза, арахис; половинки апельсина (кожура) на веревочке, смесь зерна, клейстер из кукурузного крахмала.Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, обсуждение стихотворения «Воробей», загадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.Главные слова: друг, милосердие, творение, помощь, сострадание.Планируемые результаты: донести до детей, что птицы – это творения Божьи.Научить детей различать и называть птиц, учить заботиться о них. Ход организованной образовательной деятельности:Организационный момент. «Очень любим мы при встрече и знакомым и роднымС добрым утром! Добрый вечер!Добрый день! Всем говорим!».– Ребята, давайте почувствуем тепло друг друга, и назовем свои имена, соединив ладошки друг друга. Почувствовали тепло рук? Вот и поздоровались.Воспитатель: Запорошила дорожки. Разукрасила окошки. Радость детям подарила, И на санках прокатила.Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка?Дети: Эта загадка о зиме. Воспитатель: А зима она какая?Дети: снежная, холодная.Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в детский сад прилетели птицы. Кто из вас их узнал? А как этих птиц можно назвать, одним словом? (Зимующие птицы)Ребята, как вы думаете, зачем эти птицы прилетели к нам в детский сад? Что они нам хотят сказать? (Им очень холодно зимой. Им нечего есть на улице, вся земля покрыта снегом.) Чтение стихотворения «Воробей» (Хрестоматия №3, с. 59)Воспитатель: Я предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Воробей» (презентация)ВОРОБЕЙЧуть живой. Не чирикает даже.Замерзает совсем воробей.Как заметит подводу с поклажей,Из-под крыши бросается к ней!И дрожит он над зернышком бедным,И летит к чердаку своему.А гляди, не становится вреднымОттого, что так трудно ему.4. Беседа.Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?Саша: В стихотворении говорится о воробье.Воспитатель: В какое время года происходит действие этого стихотворения?Дима: В стихотворении зима.Воспитатель: Скажите, а какой воробей?Настя: Замерзший, голодный, чуть живой.Воспитатель: А как воробей себя чувствует зимой?Арина: Ему нечего кушать. Холодно и он может замерзнуть.Воспитатель: Скажите, как поэт показывает, что ему тяжело? (ответы детей «Чуть живой. Не чирикает даже», замерзает, дрожит)Воспитатель: Я прошу вас подумать и сказать, как вы можете объяснить последние строки стихотворения? (Пусть ему голодно, холодно и очень трудно, он все равно не обижается и не становится вредным) Вы знаете, ребята, ведь птицы и животные зачастую ведут себя мудрее в таких сложных ситуациях. И человеку иногда даже нужно поучиться у них этому. Ребята, как вы думаете, что будет с птичкой, если она будет постоянно испытывать голод и холод?Ксюша: Она может погибнуть.Воспитатель: А как бы вы поступили в такой сложной ситуации? (ответы детей)Воспитатель: Следует ли человеку приходить на помощь только людям? Или животные и растения тоже нуждаются в помощи человека? (ответы детей)Воспитатель: Почему человеку следует приходить на помощь не только людям, но и животным? (ответы детей)Воспитатель: А как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям?Матвей: Кормить их, делать для птиц кормушки.Воспитатель: Правильно ребята, мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех. И человек должен проявлять такую же любовь к окружающему миру. Рассматривание иллюстраций.(Хрестоматия №3, с. 60)Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Я хочу показать вам одну иллюстрацию. (Дети стоят вокруг воспитателя)Воспитатель: Скажите, что изображено на рисунке (ответы детей). (На улице зима. Светит солнышко и идет снег. Птицы прилетели на кормушку. Там насыпан корм и птички радуются, что он там есть.)(Хрестоматия №3, с. 66)Воспитатель: А вот еще одна иллюстрация. На ней уже целая стайка птичек собралась у кормушки. Птицы клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут.Обратите внимания птицы все разные. Каких птиц вы видите? Назовите их. Ответы детей: снегири, синички, воробьи, щеглы, свиристели.Воспитатель: А какое настроение создаёт эта картина? (радостное) - Почему? Чему вы радуетесь? (ответы детей)Рассказ воспитателяПтицы – такое же творение Бога, как и человек. Они – наши меньшие друзья. «Человеку следовало заботиться о созданном Богом красивом мире и всех живых творениях. Бог напоминал об этом человеку: нельзя вредить здоровью и жизни других!» Мы должны помочь птицам пережить зиму. Зимой корма для птиц мало, и если им не помочь, они могут погибнуть. Но еда с нашего стола для птиц не годиться. Я предлагаю вспомнить вместе с Робобориком, чем питаются птицы зимой. (неделя 14, Задание №9). Вопросы к заданию: «Рассмотри картинки и выбери то, что можно положить в кормушку для зимующих птиц. Какой корм ты выбрал и почему?»Дидактическая игра «Накорми птиц»На столах лежат картинки с изображением птиц: синица, воробей, снегирь, сорока, голубь. Давайте с вами подберем для каждой птицы любимый корм. Воспитатель предлагает взять из коробочки одну картинку с изображением корма и положить ее рядом с птицей, которая его любит.Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, сороки всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, ягоды рябины, голуби любят крупу и хлеб. А кормить птиц лучше в их птичьей «столовой» - кормушке, повешенной, например, на ветку дерева. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени, птиц нужно подкармливать регулярно, ежедневно, а не время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.ФизкультминуткаСнегири летят, крыльями машут.Им на месте не сидится,Прыг — скок, прыг — скок.Завертелись как волчок ,Полетели пообедать,Но кругом лишь снег да снег.Хорошо, что им кормушку,Сделал добрый человек! Чтение рассказов.Воспитатель: Ребята, послушайте два рассказа и подумайте, в каком из них ребята поступили правильно.«Разоренное гнездо» (Хрестоматия №3, с. 72)Прилетела из далеких стран птичка жаворонок. Свила она себе гнездо, вывела птенцов и живет. И самой весело, что семья своя есть, и птенчикам при матери хорошо. Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку. Тосковала она в клетке по своей воле, по своим птенчикам. Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умерла птичка. Погибли в поле без матери и птенчики.«Добрая девочка» (Хрестоматия №3, с. 71)Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто из этих ребят поступил хорошо, а кто плохо? (ответы детей)Воспитатель: К чему привел поступок мальчика?Ваня: Птенцы умерли без мамы.Воспитатель: В чем выражалась забота девочки?Алексей: Девочка всю зиму сыпала хлебные крошки на крылечко.Воспитатель: А что нам нужно делать, чтобы поступать как девочка?Ответы детей: Кормить птичек, делать кормушки и вешать их в парке, около дома, у нас на участке. 9. Практическая работа.Воспитатель: Посмотрите, здесь лежат какие-то семена, половинки апельсина на веревочках, как вы думаете, для чего это может пригодиться? (ответы детей) Конечно, из этого можно сделать съедобные кормушки для птиц. Но чтобы семена не высыпались из кормушки при сильном ветре, семена нужно смешать с клеем сваренном из крахмала. Дети приступают к работе под песню «Воробейчик». (сл. М. Пожарова, муз. В. Казбанова. Итог занятия.Почему же птицы прилетают в холодное время к жилищу людей? (ответы детей.)Давайте вспомним, чем же мы можем им помочь? (развешивать кормушки и не забывать подсыпать в них корм)Ребята давайте расскажем нашим гостям стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» (Хрестоматия, с. 77)Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна - и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их - не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.Список используемой литературы:• «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методическое пособие. Шевченко Л.Л.– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.• Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012• «Добрый мир». Православная культура для малышей. СD – диск. Музыкальное сопровождение занятий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011