Публикации Проект "Масленичные забавы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Масленичные забавы"
Автор: Марина Фёдоровна Крысанова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25»623513, Свердловская область, Богдановичский район, село Гарашкинское, улица Ильича, 13тел. (34376) 34-4-37, e-mail Педагогический проект Для детей старшего дошкольного возраста«Масленичные забавы» Подготовила: Крысанова М.Ф.,воспитатель 1КК с. Гарашкинское, 2024 Вид: краткосрочный. Сроки проведения с 20.02.2024 – 27.02.2024Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям. Цель проекта духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.Задачи проекта
  • Продолжать знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.). Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям.
  • Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
  • Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».
  • Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам-формирование у детей начал национального самосознания
  • Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора. В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное, Познавательное развитие , Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Развитие игровой деятельности. Реализация проектаРазучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских – родительских отношений. Этапы проекта:Первый этап подготовительный
  • Изучение специальной методической литературы. Определение целей и задач. Составление плана реализации проекта и т. д.
  • Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) , подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;
  • Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»
  • Второй этап основной Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности. Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!»; о сезонных изменениях в природе; Просмотр электронной презентации по ознакомлению с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры, видеофильма «Смешарики – Масленица». Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, русских народных наигрышей); русских народных песен отгадывание загадок по данной теме; Народные подвижные игры на прогулке «Ручеек», «Плетень», «Горелки», Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир» катание с горки на санках. Третий этап заключительный  Украсить зал к празднику; Выставка изделий народного промысла, изготовленных родителями и детьми; Проведение развлечения     Сценарий масленицы для всех возрастных групп детского сада «Масленичные забавы»Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям. Задачи: создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- доставлять детям радость от народных игр, песен;- воспитывать любовь к народным играм, традициям- прививать любовь к родному селу.Оборудование:  детские валенки, 2 сковороды, 2 ведра, чашка, 2 обруча, музыкальные инструменты.Предварительная работа: чтение литературы, просмотр картин, иллюстраций, разучивание стихов, народных игр, просмотр видео материала, изготовление куклы «Масленица».Ход праздника:Под народную музыку дети собираются в музыкальном зале.Ведущая и дети, одеты в народные костюмы.Петрушка: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!Здравствуйте, гости, милости просим! Мы зовем к себе всех тех,Кто любит веселье и смех.Мы зиму провожаем, весну встречаем! Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!Шумовой оркестрВедущий: Давайте зиму провожать, а весну встречать!.Мы по кругу все пойдём,Дружно спляшем и споём.Песня- хоровод «Как на тоненький ледок»Как на тоненький ледокВыпал беленький снежок.Соберемся все в кружок, Все потопаем, все потопаем.Будем весело играть, Будем ручки согревать, Все похлопаем, все похлопаем.Если холодно стоять, Мы похлопаем опять.По коленочкам, по коленочкам.Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей.Все попрыгаем, все попрыгаем.Дети идут по кругу, поют песню вместе с масленицей и выполняют движения по тексту и по показу ведущего.ПетрушкаРебята, раньше, наши бабушки и дедушки носили зимой валенки. На праздник - масленицу, они соревновались бросали валенок на дальность. Игра-забава «Валенок»Дети делятся на две команды, задача каждого следующего игрока как можно бросить валенок в обруч. Побеждает та команда, которая забросит валенок в круг.Петрушка: Молодцы ребята, поиграли, а теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.Ведущий: Поднимайся, настроение -К нам Масленица идет без промедления!Иди сюда, Масленица-кривошейка,Встретим тебя хорошенько!Под русскую народную мелодия – вносят чучело МасленицыРебёнок1. Идет Масленица,Красна - распрекрасна!Масленица-кривошейка,Встретим тебя хорошенько!Сыром, маслом да яйцом,И румяным калачом!Ребёнок2. Масленица! Масленица!В гости к нам пришла!Масленица! Масленица!Счастья принесла!Масленица! Масленица!Зиму унеси!Масленица! Масленица!К нам весна приди!Ребёнок3. Едет Масленица дорогая,Наша гостьюшка годовая,Да на саночках расписных,Да на кониках вороных,Живет Масленица семь деньков,Оставайся семь годков.Ведущий: Нету без гармошки пляски,Небылицы нет без сказки,Посиделок – без подружки,А веселья - без частушки! В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый? Дети по очереди поют частушку1. У меня четыре шали.Пятая – пуховая,Не одна я боевая-Все мы здесь бедовые.2. Сколько раз я зарекаласьПод гармошку песни петь.А гармонь тут заиграла-Как на месте усидеть.3. Веселись честной народ,Набивая свой живот.Это масленица,Праздна Масленица!4. Веселей играй гармошка,Масленица, не грусти!Приходи, весна, скорее,Зиму прочь от нас гони!Петрушка: Все собирайтесь, на гулянья отправляйтесь. Ждут нас игры и забавы.Игра- забава «Перетягивание каната»Ведущий: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт! Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже. А сейчас, крепче за руки беритесьИ в два круга становитесьИспечем большой мы блин. Раз, два, три, начинаем печь блины!«Собери мозаику – куклу «Масленица».Цель – Развитие пространственного мышления.Каждая картинка изображающая куклу - Масленицу разрезана на 6-8 частей. Детям необходимо собрать целое изображение куклы из отдельных деталей.Петрушка: Молодцы, ребята. А теперь посмотрим, как вы со сковородой можете управляться.Эстафета «Перенеси блины»Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» ( желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку.Ведущий: Песню дружно запевайте, Масленицу провожайте!Песня «Веснянка» Ой, бежит ручьём вода,Нету снега, нету льда.Ой, вода, ой, вода,Нету снега, нету льда.Прилетели журавлиИ соловушки малы.Журавли, журавли,И соловушки малы.Мы весняночку поём,Весну красную зовём.Ой, поём, ой, поём,Весну красную зовём.ПетрушкаМасленица прощай!А на тот год приезжай!Масленица, воротись!В новый год покажись!Прощай Масленица!Прощай Красная!Ведущий: А теперь настал черёд положить блины нам в рот. Проходите гости дорогие в избу, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь! Угощение блинами