Публикации
"В поисках новой педагогической альтернативы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В поисках новой педагогической альтернативы"
Автор: Ларина Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В поисках новой педагогической альтернативы"
Автор: Ларина Татьяна Викторовна
В поисках новой педагогической альтернативы.Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.(Леонардо да Винчи)Цель современной школы - учить детей и молодёжь эффективно справляться с задачами завтрашнего дня, сочетая подготовку нового поколения к будущей взрослой жизни с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся. Миссия предмета «Технология» - подготовка учащихся к труду в высокотехнологичном производстве, которое должно обеспечить конкурентоспособность нашей страны в глобальной экономике. Поэтому для развития предмета жизненно важно, чтобы эстетическое воспитание учащихся включало в себя активную дизайнерскую деятельность в соответствии с потребностями современного общества. Ведь если уроки литературы, музыки, изобразительного искусства способствуют развитию эстетических и нравственных чувств, то предмет «Технология» - единственный в формировании художественного вкуса.Для развития творческого воображения педагогика рекомендует использовать метод проектирования, появившийся в России после издания брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов». Главная идея этого метода в том, что с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно. Деятельность не строится в русле только одного учебного предмета, так как метапредметность является условием формирования универсальных учебных действий, таким образом формируется способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе состоит в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них требуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда; находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники; проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств; овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций; осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость; экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности; давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда; выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий; оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию; сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера. При организации работы нужно учитывать возраст и спектр интересов ребенка. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов и нацелены на успешный результат, но уже проявляют попытки добиться оригинальности.Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, им рекомендуются художественно-конструкторские проекты.Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством. Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны учителя, стимулирует формирование чувства ответственности учеников, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. На первый взгляд кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта. Но интересующий нас результат проектной деятельности - это, прежде всего, ход самой деятельности. Учителя интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации -предъявление роста своей компетенции, самоанализа и способ развития способности отстаивать свои творческие идеи.Нужно отметить, что учебное проектирование всё более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Можно выделить краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные, долгосрочные проекты. требующие времени для поиска материала, его анализа, изготовления изделий и т.д. По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми. В последнем случае перед учащимися возникает вопрос внутригруппового сотрудничества, делового общения. Особенно успешно зарекомендовали себя групповые формы проектов на практических занятиях по разделу «Кулинария» и при разработке коллекций моделей «Театра моды», с присущими им атмосферой конструкторского бюро и взрывами «мозгового штурма».Таким образом, для развития современной материальной культуры необходим прорыв в будущее, который возможен на основе принципов дизайна и эргономики, поэтому начинать заниматься проектной деятельностью и формировать новое мышление необходимо со школьной скамьи.Однако невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Ведь темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных и духовных ценностей. На современном этапе обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной политики Российской Федерации. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. [1] Причем базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание и в этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и жизнью.В этой связи считаю нужным вводить в разработку творческого проекта элементы воспитательного воздействия, формулировать цели заданий так, чтобы поиск решений натолкнул на необходимость размышления не только технологического, но и нравственного характера. Своё личностное отношение учащиеся могут изложить в аннотации, введении или заключении проекта. Безусловно, и тема проекта, которая определяется совместно с преподавателем, должна быть более глубокой, затрагивающей проблемы современного общества, выбора жизненного пути, нравственных ориентиров, сохранения культурных традиций. Позиция педагога в этом случае не «над», а «рядом», так как важно, чтобы ребенок самостоятельно сделал выводы и выбор своего пути в жизни.Рассмотрим примеры воспитательного воздействия на формирование мировоззрения ребенка.Во время подготовки творческого проекта учащиеся проводят социологические опросы, также приветствуется подбор соответствующих стихотворных строк, которые усиливают эмоциональное восприятие работы.В заключение хочется отметить, что метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для осуществления ярких дидактических решений: и содержания, и форм, и методов учебной деятельности, выводя на новый уровень весь процесс обучения. Положительные результаты не заставят себя долго ждать. В своих учащихся учитель найдет активных и заинтересованных партнеров, а в самом себе откроет неведомые ранее резервы творческой активности. Всё зависит от желания учителя по - новому взглянуть на свою работу, от его готовности сделать переоценку, казалось бы, незыблемых и проверенных веками педагогических установок.